Способность мыслить и оценивать
И дело не в том, что Микеланджело и Рембрант, Гойя и Репин пользовались другими и неизмеримо более действенными средствами выражения своих идеалов, чем метры формалистического искусства, – язык искусства и его формы изменялись вместе с развитием искусства. Дело в идейной и эстетической значимости искусства, в его содержании, всю полноту которого способен или не способен выразить язык искусства. Но, по-видимому, еще большая вина представителей структуралистского подхода к искусству в том, что они, ориентируя творчество не на человека, его мысли, чувства и деяния, а на язык и всевозможные интерпретации его структур, переключают художественное творчество с магистральной дороги человековедения в сферу оторванных от него формальных языковых поисков, хотя нужных и оправданных в конкретной области.
Язык, по мнению структуралистов, – первичное начало, независимое от человека. Поэтому не язык – творение и орудие человека, а, наоборот, человек – продукт языка. В нем структуралисты и пытаются найти конечную сущность человека. Язык, его структура якобы детерминируют его сознание, волю и мир эмоций, способность мыслить и оценивать.
Естественно, что при таком подходе страдает как искусство, так и художник. Последний теряет не только свою независимость, но и право быть источником своего творения. Произведение можно и должно (что на практике чаще всего и происходит в работах структуралистов) рассматривать вне всякой связи с автором, как что-то совершенно отдельное от него. Увлекаетесь анатомией? Строение внутренних органов человека вам будет интересно в таком случае.
Значение каждого текста многие структуралисты истолковывают в отрыве от мировоззрения автора, его устремлений, эстетических взглядов, вне его общественно-политической и идеологической среды, поскольку языковые структуры якобы существуют сами по себе и не являются отображением ни реальной действительности, ни выражением авторского взгляда на нее. Разумеется, такой подход уже изначально исключает постановку вопроса о какой бы то ни было ответственности автора за идеи, вложенные в его творение.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.