Создатель лодки
Случайная изменчивость в сочетании с интенциональным отбором может также повлиять на развитие артефактов. Посетивший в 1862 году Англию норвежский священник и социолог Эйлерт Зундт (Eilert Sundt), узнав о дарвиновской теории естественного отбора (ставшей достоянием публики в 1859 году), вознамерился применить ее вариацию к судостроению.
Создатель лодки может быть очень умелым, и все же ему никогда не удастся сделать два совершенно одинаковых судна, даже если он будет стремиться к этому.
Но даже самая мелкая из них становится заметна во время плавания, и тогда моряки неслучайно замечают, что лодка улучшилась или стала более удобной для их целей и они должны предложить выбрать ее в качестве модели для воспроизведения… Можно посчитать, что каждая из этих лодок безупречна в своем роде, поскольку достигла совершенства путем одностороннего развития в отдельном направлении. Каждый вид улучшения достиг той степени, когда дальнейшее его развитие привело бы к возникновению недостатков, заслоняющих преимущества…
И я понимаю этот процесс следующим образом: когда впервые появилась идея новых и улучшенных форм, длинная серия осторожных экспериментов, каждый из которых был направлен на небольшое изменение, могла привести к счастливому результату, когда со стапеля сходит такая лодка, какую все желали.
В этом тексте Зундт превзошел Дарвина в ключевом аспекте. Если Дарвин признавался, что ему неведом источник изменчивости, Зундту пришло в голову, что этот источник лежит в ошибках саморепликации, напоминающих типографские ошибки и (насколько нам известно) мутации в ДНК. Несовершенство изготовителя лодок, его неспособность создавать точные копии — условие совершенства конечного результата. Зундт осторожно замечает, что результатом процесса является локальный максимум, никакое дальнейшее улучшение которого путем постепенных изменений невозможно.
В последнем предложении он замечает, что процесс может превратиться в искусственный отбор, если люди займутся сознательными экспериментами, не ожидая возникновения случайных вариаций. Как и Дарвин, он утверждал, что интеллект или рациональность могут возникнуть на двух уровнях: во-первых, когда люди замечают:, что одна модель более пригодна для плавания, чем другая, а потом, когда они понимают, что улучшения можно ускорить, если на смену случайным вариациям придут систематические эксперименты.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.