Согласно адату, к числу особо тяжких и бесчестных

26.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Согласно адату, к числу особо тяжких и бесчестных проступков относилось нарушение неприкосновенности лиц, находившихся под за шитой обшины: гостей, путников, кровников-канлы, дибиров, суфиев, пастухов или других наемных работников, временно обосновавшихся в селении ремесленников. Имелись специальные постановления по союзам общин (а не только по одному селению), оберегавшие кровни ков, нашедших защиту у общества. «Если [канлы не из нашего союза] был убит по наводке и доносу, —говорится в постановлении Гидат-линского союза, — то на доносчике лежит выкуп (дийа) и кровная месть» (фа-алаи-хи... дам) (Гидатлинские адаты: 1957, 26; пер. мой. — В.Б.; см. также аналогичное аварского селения Обода: Хрестоматия по истории и государства Дагестана: 1999, II, 98).Примечательно, что доносчик приравнивается к убийце и к нему применяются адекватные меры: дият, или кровомшение, — настолько велика цена нарушения иммунитета лица, находящегося под покрови тельством обшины на ее территории.Согласно обычному праву, тухум (кабила) считался неделимой со циальной единицей и юридическим лицом. Это представление отра зилось в обычае совместной присяги. Чтобы снять с себя подозрения в совершении какого-либо преступления или противоправного по ступка в случае, когда явных улик не было, член тухума должен был «очиститься» совместной присягой сородичей (тахлиф). Существовал специальный юридический термин, означавший человека, приносив шего такую присягу, — тусев (тюрк.). Присягавшему было достаточно поклясться именем Аллаха, что подозреваемый невиновен в возводи мом на него преступлении. Однако чаше в дореформенном Нагорном Дагестане применялась так называемая кебинная присяга по адату (кебин талак, хатун талак). В случае открывшегося лжесвидетельства поклявшийся обязан был развестись с женой.

  •  
Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 5903 статьи.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.