Собранные мной полевые и фольклорные материалы позволяют

23.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Собранные мной полевые и фольклорные материалы позволяют предположить, что именно в послешамилевский период складываются легенды о русском происхождении тухумов горской знати. С этого времени исторические предания Нагорного Дагестана называют ро доначальником аварских ханов (нуцалов) русского князя времен Абу Муслима (VIII в.), который почему-то носил мусульманское имя Сура-кат (см., например: Умаханов: 1993, 12). В 1995 г. в багвалинском селении Хуштада я записал со слов Муртазали Салманова легендар ную родословную тухума местных ханов Инссигъай, к которому при надлежал сам рассказчик и который, по его словам, управлял селе нием до обращения багулал в ислам. В самом конце своего рассказа мой информатор «вспомнил», что родоначальник его тухума был рус ский и носил фамилию Галушкин. Любопытно отметить, что по дру гой (также фиктивной, со множеством местных доисламских имен) генеалогии того же тухума, записанной по-арабски в 30-е годы XX в., его родоначальники вышли из саййидов (см. подробнее: Бобровни-ков: 1999а, 297).Супя по всему, легенда о русском происхождении аварских ханов была записана на рубеже XIX-XX вв., попав в некоторые историче ские хроники горцев, такие, как знаменитые «Тарих Дагистан» и «Тарих Аби Муслим» (Дагестанские исторические сочинения: 1993, 105, 166; Из истории Дагестана. Запись М.П.Инквачилава // РФ ИИЯЛ, ф. 1, on. 1, д. 378, л. 6(6), цит. по: Шихсаидов: 1969, 202). Вообще во второй половине XIX в. представления об общественном устройстве, существовавшем до Кавказской войны и русского завое вания, у горцев предельно мифологизируются.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,261 сек
Память: 10.36MB