Считаясь высшим авторитетом в вопросах фикха (араб
Считаясь высшим авторитетом в вопросах фикха (араб, муджтахид) в имамате (Дневник полковника Руновского: 1904, 1459-1460), он позволял себе изменять некоторые нормы шариата, приспосабливая их к условиям Нагорного Дагестана и затяжной войны с русскими. В частности, были сильно изменены уголовные нормы шариата, пред усматривающие членовредительство (худуд). К ворам вместо отруба ния кисти правой руки применялось трехмесячное тюремное заключе ние в яме за первые два преступления и смертная казнь в случае ре цидива (РГВИА, ф. ВУА, д. 6468, л. 16-17; Руновский: 1862, 342-344). Пьянство каралось палочными ударами (их число было увели чено— более 40). Пьяниц и курильщиков сажали в тюрьму, табак уничтожали, бузу и водку выливали на землю (Смирнова: 1989, 22). Пойманного за эти преступления во второй раз обычно казнили (Руновский: 1862, 338-339; Движение горцев: 1959, 404-405). По справедливому замечанию М.Гемера, «вообще, как видно, Шамиль старался избегать наказаний, ведущих к телесным увечьям» (Гемер: 1993, 42). Такое отношение к уголовным наказаниям могло возник нуть у него под влиянием уголовных норм местного, в частности аварского, адата (ср.: Гидатлинские адаты: 1957, 17-19, 23, 35).Считаясь высшим авторитетом в вопросах фикха (араб, муджтахид) в имамате (Дневник полковника Руновского: 1904, 1459-1460), он позволял себе изменять некоторые нормы шариата, приспосабливая их к условиям Нагорного Дагестана и затяжной войны с русскими. В частности, были сильно изменены уголовные нормы шариата, пред усматривающие членовредительство (худуд). К ворам вместо отруба ния кисти правой руки применялось трехмесячное тюремное заключе ние в яме за первые два преступления и смертная казнь в случае ре цидива (РГВИА, ф. ВУА, д. 6468, л. 16-17; Руновский: 1862, 342-344). Пьянство каралось палочными ударами (их число было увели чено— более 40). Пьяниц и курильщиков сажали в тюрьму, табак уничтожали, бузу и водку выливали на землю (Смирнова: 1989, 22). Пойманного за эти преступления во второй раз обычно казнили (Руновский: 1862, 338-339; Движение горцев: 1959, 404-405). По справедливому замечанию М.Гемера, «вообще, как видно, Шамиль старался избегать наказаний, ведущих к телесным увечьям» (Гемер: 1993, 42). Такое отношение к уголовным наказаниям могло возник нуть у него под влиянием уголовных норм местного, в частности аварского, адата (ср.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.