: РФ ИИАЭ, ф. 25, on. 1, д. 1680, л. 36; ал-Куран

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

: РФ ИИАЭ, ф. 25, on. 1, д. 1680, л. 36; ал-Куран ал-карим 1153/1740-41; Гидатлинские адаты: 1957, 12-13, 32-33).Приведенные выше источники позволяют реконструировать не только правила оформления правовых актов, но и элементы процесса по адату и мусульманскому праву. Худуцкая грамота подробно опи сывает ход судебного разбирательства. Четверо старшин с. Анчибачи приходят в Кумух, где при посредничестве ричинского кади и некого Аййуба обращаются с прошением о земельном пожаловании. Это важное дело разбирается на общем сходе, в месте, которое называет ся махфил (араб., «место сбора»). Вероятно, это годекан или гим — площадь перед соборной мечетью, как и в других дагестанских селе ниях. На слушании дела присутствуют судьи и правители кумухской общины — шамхал и старшины (кубара).* Лакуна в тексте документа.Идя разбора особо важных судебных дел в «вольных обществах» были и специальные места сходов за пределами селений. Их названия сохранились в микротопонимике, например «поляна совета» (багв. Багьалълъ х1аш) у багулал (Бобровников: 1996, 8). Аштынская надпись позволяет предположить, что менее значительные дела (например, выделение мулька) разбирались не на сходе, а в суде «по повелению амира (здесь: светского правителя.—В.Б.)… и с разрешения кади». Крайне важно отметить, что кади решал тяжбы не только по шариату, но участвовал также в судебных разбирательствах по адату. В свою очередь, «светские» судьи и правители {хукама) могли участвовать в шариатском суде. Этот факт позволяет предположить, что в доре форменную эпоху, как и в XIX в.

  •  
Автор статьи:
написал 5940 статей.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.