Раздел: Философия бытия.Тема: Метафизика и антология.
Раздел: Философия бытия.
Тема: Метафизика и антология.
Вопросы:
- Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в историка – философской традиции.
- Антология как раздел философского знания.
- Историческая эволюция категории бытие. Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента.
- Диалектика как философская теория развития. Её основные принципы, законы и категории.
Вопрос №1
Впервые понятие «метафизика» вводит Аристотель. По его мнению, метафизика – это наука, исследующая сущее, как таковое, так же то, что ему присуще само по себе. В средневековье понятие метафизика стала применяться и как метод философского исследования. В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, то есть когда ум видит в вещи ее сущность. В последствии отличительными признаками метафизического метода стали следующие его характеристики: абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе.
Основным постулатом в метафизике выступает принцип тождества бытия и мышления, задающий истинный образ реальности, и обладающий аксиоматическим статусом как самоочевидный.
Знак тождества между бытием и мышлением означал, что среди множества мыслей, представляющих человеческие способности, есть такие, которые выводят человека за пределы субъективности, что в конечном итоге обеспечивает не только достоверность разума, но и процесс его самообоснования.
Основные предпосылки метафизики как систематической философии:
- Приоритет теоретического разума и созерцания как постижение истины.
- Противопоставление бытия становлению, где первое представляется областью истинного знания, а второе – мнение.
- Развлечение умозрительного и феноменального бытия, в рамках оппозиции 2 – ух исследуемых миров.
Способы философско – категориальной интерпретации действительности:
- Созерцание.
- Познавание.
- Вопрошание.
- Вслушивание.
Метафизика подразделяется на метафизику субстанции и метафизику субъекта.
Метафизика субстанции – ориентирована на выявление имманентных (внутренне присущих) мироначал, а именно, космических, эйдетических, и сверхсущие, то есть Бог.
Метафизика субъекта – в рамках метафизики субъекта познание внешней реальности оказывается на прямую зависимым от успешного опыта самопознания, то есть от самосознания индивида, который предстает как творец истины бытия и человеческой культуры.
Вопрос №2,3
Понятие «антология» в переводе с греческого означает «учение о сущем», впервые было введено Рихардом Гоклениусом в 1613 году. Структуру антологии входят следующие дисциплины:
- Логика.
- Естественная теология.
- Физика.
- Пневматология.
- Этика.
- Политика.
Пункты 2 – 6 – метафизика.
Специфика антологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, позволяющих выявить её истинную природу, не обращаясь к ней непосредственно. Подобные знания позволяют осуществить рефлексивный переход от описания естественной физической реальности с её империческими объектами к идеальным объектам мышления, работа с которыми позволяет ответь на следующие вопросы: что есть реальность и в чем смысл бытия.
В различных исторических типах антологии эти вопросы решались по – разному:
- В античности антология формировалась как учение о всеобщих, неподвижных основах истинного бытия, представляя собой логика – антологическую картину реальности.
- В новое время на смену антологии приходит гносеология (наука о познании), в результате чего предметное поле антологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, его бытийных основаниях, соотношении с объективной действительностью. И только с 19 – 20 веков предметом антологии предстает бытие человеческой субъективности.
Антологических подход реализуется с помощью таких фундаментальных категорий, таких как «бытие и небытие».
Бытие – это существование чего либо, его включенность в мир, или в целом все то, что реально существует.
Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло, или уже прекратило свое существование.
Форма проявления бытия – «это нечто», а форма проявления небытия – это «ничто».
Что является изначальным, бытие или небытие?
Философия бытия. В основном, философы исходят из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а поэтому небытие относительно и производно от бытия. Платон говорит о том, что бытие постижимо, а небытие – нет. В поддержку данного тезиса он приводит следующие высказывания – истинное бытие, по Платону, это некие умопостигаемые и бестелесые идеи; вместо понятия небытия, Платон вводит понятие иной, которое определяет как «существующее небытие». В результате небытие у Платона становится принципом различия или отношения.
Философия небытия. Данный раздел философии исходит из изначальности небытия и производности от него бытия. Акцент переносится на следующую фразу: «Все возникает из нечего».
По Демокриту мир складывается из 2 – ух независимых вечных начал: атомов бытия и пустого пространства небытия.
В китайской философии небытие есть бестелесное, туманное, пустое и неопределенное.
В средневековой философии сторонники отрицательной теологии исходят из первоначального небытия, под которой понимается божественное ничто. У Гегеля в решении данной проблемы нет однозначности: становление наличного бытия у него начинается с тождества 2 – ух логических категорий «чистого бытия и ничто», то есть исходное начало существует в виде единства противоположных логических форм. У Гегеля они именуются духовными единицами.
В эпоху нового времени понятие бытия вытесняется на периферию философской мысли. В рамках данного направления антология сводится к гносеологии, и тем самым превращает не только теорию познаний, но и метафизику философского человековедения. Осуществляется подмена понятия бытия. Бытие, по-мнению философов нового времени, не существует реально, оно ни есть понятие о чем то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Следовательно, бытие есть только полегание вещи.
Основные виды бытия. В современной литературе выделяют 2 основных вида бытия – материальное и духовное. К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность, то есть бесконечное множество природных объектов, явления человеческой и общественной жизни. Второй вид бытия, то есть духовное бытие, составляют разные явления духовной жизни человека и общества.
Историческая эволюция категории «материя». Материя – это философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладает статусом первоначала по отношению к сознанию. Данное понятие включает в себя 2 основных смысла:
- Первый смысл – категориальный, выражающий объективное бытие мира.
- Второй смысл – некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем универсумом.
Понятие материи имело 3 этапа в своей эволюции, для которых характерна трактовка материи как:
- Вещи.
- Как свойство.
-
Как отношение.
Вопрос№3
Система – это категория, обозначающая объект, как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность.
Структура – это категория, указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей на внутреннее устройство объекта.
Элемент – это понятие, означающее относительно простые вещи, из которых складывается любое целое.
Системная организация бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы, а, следовательно, определить их структурные уровни в системной организации Универсума. Выявление системы структурных организаций Универсума требует разработки совокупности критериев, с помощью которых можно показать разнообразие систем в мире. Такими критериями являются:
- Общность материального носителя, который указывает на сферу материального сущного.
- Выведение одинакового принципа построения структур, которые входят в данный уровень.
- Общий принцип построения, позволяющий расположить материальные системы в порядке их исторической эволюции.
Согласно данным критериям выделяют следующую иерархию Универсума:
- В неживой природе: физический вакуум – элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела – планеты – звезды – галактики – мегагалактики.
- В живой природе: протоплазма (живые молекулы) – клетка – организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз.
- В рамках биосферы формируется специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют специфические подсистемы: семья – класс – нация и так далее.
Динамическая организация бытия. В динамическую организацию бытия входят следующие категории: движение, изменении, развитие, покой.
Движение, как философская категория, обозначает свойства изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего.
В отличие от движения, категория развития обозначает закономерные, необратимые, качественные изменения.
Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, которое отличается друг от друга степенью совершенствования системы, то есть прогрессивом, регрессивом и нейтралитетов.
С помощи категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего, поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития и покоя.
Вопрос №4
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.