Разбирательство судьями дела и по оному решительный приговор их производятся словесно
§ 65. Разбирательство судьями дела и по оному решительный приговор их производятся словесно, следующим порядком: избранные спорящими лицами судьи из числа постоянных или особенные, с каждой стороны по ровному числу (по 2, 3 и 4 — сие зависит от произвола спорящих), по выполнении ими и спорящими обрядов, объясненных в § 59—62, выслушивают жалобу истца, или обиженного, после — оправдание ответчика, или причинившего обиду, потом свидетелей того и другого и после сего, отпустив их, имеют суждение и, огласив свои мнения о разбираемом ими деле, делают по оному приговор, основывая оный на справедливых доводах спорящих, а наиболее — на свидетельских показаниях, заслуживающих совершенного вероятия и правдоподобия. Такой единогласный приговор свой передают рассмотрению общего посредника тяжущихся, если оный избран, который при их суждении не бывает. Если сей посредник найдет оный приговор правильным, то изъявляет на оный свое согласие; если же, по мнению его, оный будет неправильный, то посредник объявляет о сем судьям и вместе с оными уже рассуждает, которые иногда единогласно принимают его мнение и согласно с оным изменяют свой приговор; или некоторые только из судей с ним соглашаются, а другие остаются при прежнем своем мнении. Приговор почитается окончательным тот, который произнес общий судья и с ним согласилось большее число или, по крайней мере, равное других судей против числа судей противного оному мнения. Само собой разумеется, что приговор общего судьи, если с оным не будут согласны мнения судей спорящих сторон или будут согласны менее половины оных, так что и два голоса общего судьи против одного не превысят голосов прочих судей одного мнения, то оный приговор остается без исполнения, а почитается окончательным приговор, основанный на единогласном мнении судей, и сей приговор приводится в исполнение. Такой окончательный приговор объявляется спорящим лицам и, когда сии изъявят удовольствие, приводится в исполнение; а если которая сторона останется недовольной, то передается оный на рассуждение других судей, которые будут недовольными избраны, если только право сие предоставили себе спорящие, как сказано в § 61, а если нет, то хоть кто из них и будет недоволен оным, но такой приговор приводится в исполнение, и дело их сим оканчивается, которого уже они и наследники их никогда возобновить не могут. Если получаемых знаний в институте вам не хватает, тогда заходите на курсы английского в киеве, здесь вас быстро научат языку.
§ 66. Из сего следует, что суд-адат у кавказских горцев есть не что иное, как словесное мировое добровольное разбирательство: ибо оный производится таким же порядком, таким числом судей и по таким же правилам, как и в России производится мировое словесное разбирательство. Суд-адат можно в некоторой степени уподобить и добровольному третейскому суду, в России существующему: ибо существующее право у горцев передавать разбирательство дела вновь избираемым судьям, если кто из спорящих лиц останется первоначальным приговором по оному недоволен, о чем они должны объявить избранным ими судьям прежде разбора ими их дела, можно уподобить формальной записи, которая составляется при Российском добровольном третейском суде.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.