Р.Шихсаидова, подобную охрани тельную функцию несли
Р.Шихсаидова, подобную охрани тельную функцию несли подкова и крест, выбитые на Ахтынской стеле.Необходимый элемент составления документа — присутствие и «подписи» свидетелей, а порой и писца {катиб). После разбора обстоя тельств дела и изложения решения сельского суда в Худуцкой и Аштынской надписях сообщаются имена находившихся при этом сви детелей. Характерно, что свидетелей от селения Худуц, подаренного кумухцами предкам кубачинцев и, следовательно, рассматриваемого как объект, а не как субъект права, не было. Та же практика свидетель ства (шахада) зафиксирована в более поздних записях постановлений Сельских сходов и судов, дошедших до нас в рукописях XVH-XIX вв. Но сам состав свидетелей изменился. В документах XIV в. это были представители местной светской и мусульманской верхушки: «шамхалАх.сбар и старшины (кубара)» кухумцев, имам-«хатиб Идрис» из Кумуха. Под Худуцкой фамотой «подписались» также представители «домов» (буйут) Кумуха и Анчибачи. Вполне вероятным мне кажется предположение А.Р.Шихсаидова, который видит в них глав подраз делений местных тухумов.В правовых текстах XVII—XVIII вв., относящихся к периоду ослаб ления горской знати и укрепления горных джамаатов (Шихсаидов: 1984, 425; Агпаров: 1988, 134-135), в качестве свидетелей фигури руют только старшины и кади джамаатов или «вольных обществ», уча ствующих в сделке, а также наблюдатели из нейтральных селений. Такая фактика отмечена уже в упоминавшемся выше тпигском поста новлении. Свидетелями освобождения зулерцев от хараджа к шамха-лу были приглашены представители от всех важнейших окрестных джамаатов — Арага, Дулдуга, Кая, Курдали, Хутхула, а также общин Кумуха и Зерехгерана. При заключении «Соглашения обществ Ансуб и Исиниб» 1076/1666 г. в качестве свидетелей «присутствовали Нуцал сын Умма-Нуцала; из старшин (кубара) Кара-Киши: сын Сулей-мана Султан-Хусейн, сын Кази-Мухаммед-хана Йунус, сын Алико…* из правителей (руаса): глава селения Исиниб Хусейн сын Атанаса, написавший (катиб) настоящее постановление Кадиясулав (авар., внук кади. —В.Б.) сын кади Шабана Ободинского, из селения Ахвах — Гази и Тункуч» (РФ ИИАЭ, ф. 1, on. 1, д. 426, л. 154; см. публика цию текста с ошибками: Из истории права: 1968, 227; ср.
Больше из этой рубрики
- КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 г. № 243-З
- Смена развития стратегии
- Pocket Option: платформа для торговли бинарными опционами для начинающих и профессионалов
- Центр дополнительного образования в УЦ ‘Техстандарт’: программы и преимущества обучения
- Оптовые прокси: как они могут помочь в масштабировании бизнеса
- Венки на похороны: значение, виды и правила выбора
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.