Происхождение адата
27.05.2013
- Таким образом, у чеченцев введено было смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов — шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, и адата, по обычаям народа, ребячьего и полудикого, которого первый закон — единственный, краеугольный его гражданского усгройсгва — это право сильного. Отсюда произошло, что адат распространялся и усиливался всякий раз, как шариат приходил в забвение, и наоборот: адат падал и был отменяем каждый раз, как шариат находил ревностных проповедников и последователей.
- В последнее время адат много потерпел от влияния русской власти; с другой стороны, вновь возникшее в Дагестане учение мюридизма, совершенно изменившее прежние условия общественной жизни, перешло и утвердилось в Чечне. В настоящее время прежний адат остался между чеченцами только в одних Надтеречных деревнях — Новый и Старый Юрт, Брагуны — и чеченских деревнях, живущих на Кумыкской плоскости; но здесь он изменен влиянием русских законов.
- Гражданственность, вообще, у горцев стоит еще на низкой ступени образованности, почему в ней невозможно отыскать той определенности в правах, которая заметна у народов более образованных. Адат назвать можно первым звеном соединения человека в общество, переходом его от дикого состояния к жизни общественной. Человек, соединясь в общество, ищет оградить себя от насилия, чувствует необходимость в нужных для того условиях и создает правила, на которых должна покоиться жизнь общественная. Но правила эти, как и все созданное человеком в состоянии его младенчества, неполны, слабы и, по неимению письмен, существуют в одних лишь преданиях; человек в них боится наложить на себя строгую узду закона; а потому исполнительной власги в адате почти даже не существует; штрафов и наказаний за преступления никаких нет или положены весьма слабые. Вообще можно сказать, что суд по адату не что иное как суд посреднический, лишенный большей частью средств понудительных; решения его исполняются, если такова добрая воля судившихся, и пренебрегаются, если одна из противных сторон находит их слишком невыгодными для себя. Если вы не нашли готовую контрольную на этом сайте, тогда вы можете заказать ее тут – заказать контрольную работу.
25. Тут последняя граница закона и гражданского порядка и первая ступень к
личному праву. Там, где закон бессилен, каждый получает обратно природное право
мстить за обиду и наказывать своих врагов, и вот начало этого странного законода-
тельства каши, законно признанного у всех горских племен, как дополнительный
устав личного права, помещенного в своде их преданий и гражданских постанов-
лений.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.