ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Правозащитное движение имеет свою историю и традиции. Зародилось оно в XIX в. После второй мировой войны, опираясь на позицию Организации Объединенных Наций, принятые ею документы, правозащитное движение превратилось в мощную силу, стало международным явлением.
Правозащитные движение и организации возникают в основном в ответ на нарушения прав человека, а также в цепях контроля за ходом выполнения правительствами стран как положений Конституции, так и подписанных ими международных документов в этой области. Послевоенная история XX в. знает немало нарушений прав человека. Например чудовищное подавление нрав человека в 1970-е годы в Чили, в 1960—1980-е годы в ЮАР; нарушение прав, прежде всего, гражданских и политических, в СССР и других странах.
Немало фактов, свидетельствующих о нарушениях прав человека и в странах Запада. В год 200-летия Декларации прав человека и гражданина во Франции отмечали, что наличие в обществе бедных является нарушением права на достойное существование.
История правозащитного движения во всей его многогранности является предметом специального исследования. Перед нами же стоит задача — сделать краткий анализ этого движения, рассмотреть стороны сотрудничества в деле защиты прав человека общественности различных стран мира. Решение поставленных вопросов оказалось выполнимым в результате исследования правозащитного движения в бывшем Советском Союзе.
Выбор Советского Союза обусловлен следующими обстоятельствами. Во-первых, правозащитное движение в СССР — это паша недавняя история, значительный отрезок времени жизни каждого из нас. Во-вторых, в силу уникальности самого этого явления, среды, в которой оно возникло и действовало. И, наконец, в-третьих, правозащитное движение в СССР выступало как составная часть движения мировой общественности за права человека.
Время деятельности правозащитников — конец 1960-х и 1970-е годы. В центре внимания — положение с правами человека в СССР и их несоответствие требованиям международных документов в области прав человека, прежде всего Всеобщей декларации прав человека. Определенное предпочтение отдавалось правам индивида: свободе убеждений, свободе мысли и слова, личной неприкосновенности. Вместе с тем, довольно важное место занимали проблемы вероисповедания и самоопределения. Собственно политические права были отодвинуты на второй план (например право участвовать в государственных делах, создавать политические партии).
В связи с этим борьба диссидентского движения носила характер, прежде всего, моральной борьбы. Кроме порыва к нравственному сопротивлению, побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление помочь конкретным лицам, подвергшимся репрессиям. Движение породило широкомасштабную систему помощи политзаключенным, их семьям, создание в 1974 г. так называемого Фонда помощи. Кроме того, спорадически возникали и действовали многочисленные комитеты помощи конкретным лицам. Участники этих комитетов и самого Фонда подвергались репрессиям.
Еще один важный аспект деятельности правозащитников — их участие в самиздате. Наряду с отдельными работами, в 1970-е годы в самиздате выпускались многочисленные машинописные журналы как литературные, так и общественно-политические. В течение 15 лет, начиная с весны 1968 г., выходил машинописный информационный бюллетень «Хроника текущих событий». Скромных возможностей самиздата оказалось достаточно, чтобы подорвать монополию государства на информацию.
В Беларуси, как и во многих других регионах, достаточно активно проявляло себя движение за права верующих,}
В историческом отношении в судьбе движения за права человека (диссидентского движения) важную роль сыграли следующие события:
1970 г. — создание Комитета по правам человека.
1973 г., август—сентябрь — кампания осуждения правозащитной и общественно-политической деятельности академика А.Д. Сахарова в СМИ. С резкой критикой выступали академики, писатели, мастера культуры, герои Социалистического Труда, инженеры, колхозники, рабочие, причем многие из них не имели никакого представления ни о его трудах, ни о его деятельности.
Парадоксально, но это событие имело и обратный эффект. Из официальных источников обществу стало известно, что внутри его есть не согласные с проводимой внутренней политикой, и среди них — академик-ядерщик с мировым именем. Это придало правозащитному движению еще большую популярность. Одновременно повысилось внимание к правозащитному движению широкой общественности как внутри страны, так и за рубежом.
1974 г., январь—февраль — кампания массового осуждения А.И. Солженицына, высылка его из страны за издание книги «Архипелаг Гулаг», так называемую антисоветскую деятельность, Данная акция вызвала резкое осуждение нарушений прав человека в СССР за рубежом. Возник своеобразный мост между ими, кого запрещали, и теми, для кого запрещали. Возрос интерес людей к передачам зарубежного радиовещания, хотя они были труднодоступными. Социологические исследования 1970 годов как в Беларуси, так и в других регионах Союза неизменно подтверждали: примерно две трети опрошенных слушали передачи зарубежного радио, из них 20—25% слушали его регулярно.
1976 г. — образование сначала в Москве, а затем на Украине и в ряде других регионов страны Хельсинских групп. Целью возникшего Хельсинского движения являлся сбор информации о несоблюдении советской стороной подписанных в Хельсинки в 1975 г. соглашений. В этих группах активно работал: профессор Юрий Орлов, бывший генерал Петр Григоренко и др. За несколько лет деятельности члены групп собрали несколько сотен материалов, свидетельствующих о нарушении хельсинских соглашений, продолжающемся нарушении прав человека. Власти предприняли все меры по разгрому этого движения, организовав суды над активистами групп.
КПСС восприняло действия правозащитников как враждебную акцию, определив их как «идеологическую диверсию». Руководить работой по нейтрализации участников так называемых «идеологических диверсий» поручили КГБ. С целью подавления правозащитного движения применялись разнообразные методы.
Правозащитное движение вызвало волны солидарности мировой общественности. Это митинги и демонстрации протеста против судов над правозащитниками, проводимые у советских посольств в странах Запада; многочисленные обращения в поддержку преследуемых в СССР, направленные в советские организации и учреждения; проведение «сахаровских чтений» в Копенгагене; обсуждение вопроса о нарушениях прав человека, использовании психиатрии в политических целях на международных симпозиумах и конгрессах. Создавались Комитеты солидарности’ среди ученых США, Великобритании, других стран. Делалось все, чтобы диссиденты, оказавшиеся на Западе, смогли не только получить работу, но и публиковать свои научные и публицистические труды. Радиостанции «Свобода», «Немецкая волна», «Голос Америки», «Би-Би-Си», несмотря на многочисленные помехи, постоянно доносили до миллионов советских слушателей информацию о правозащитниках и положении с правами человека в стране.
На государственном уровне принимались резолюции в парламентах. В 1974 г. Конгресс США отказался ратифицировать соглашение между США и СССР о торговле, увязав его выполнение с требованием гарантий прекращения преследовании правозащитников советской стороной. В СССР такое решение восприняли как вмешательство во внутренние дела страны.
В целом международная солидарность по вопросу прав человека в бывшем Советском Союзе не только помогла сотням лиц, преследуемых властями, но и продемонстрировала широкие возможности в этом отношении мировой общественности. Однако же значительная часть мировой общественности, в том числе и в западных странах, верила советской пропаганде, официальным организациям, что снижало ее потенциальные возможности в деле поддержки движения за права человека в СССР, других странах.
В настоящее время все больше высвечивается роль движения за права человека конца 1960-х и в 1970-е годы в СССР, способствовавшего подрыву авторитета и силы существовавшего политического режима власти. В нынешних условиях, когда вместо СССР образовано 15 государств, и для каждого из них актуальной является проблема прав человека, история диссидентского (правозащитного) движения весьма поучительна. Безусловно, за права надо бороться, проявляя при этом солидарность. Но, чтобы иметь успех, необходимо добиваться поддержки широких народных масс. Попытки же диссидентов установить связи с широкими народными массами не удались, ибо сказалось их, в целом, «аристократическое» отношение к трудящимся, постоянное обращение к Западу. К тому же, трудящиеся широко пользовались определенными достижениями в области социально-экономических прав, а это явно не замечалось и не учитывалось защитниками прав человека. В этом, пожалуй, главная причина их неудачи.
Правозащитное движение в мире выдвинуло ряд ярких личностей. Прежде всего это Андрей Дмитриевич Сахаров — трижды Герой Социалистического Труда, «отец» водородной бомбы. А.Д. Сахаровсередине 70-х годов стал известен миру как выдающийся борец за права человека. Признание его заслуг — присуждение в 1975 г. Нобелевской премии мира. В течение 1968—1980 гг., до ссылки в г. Горький (в настоящее время — Нижний Новгород), академик Сахаров постоянно делал заявления в защиту незаконно репрессированных, обращался в связи с этим к руководителям СССР, США, других стран. Он осудил ввод Советских войск в Афганистан. Свои взгляд и идеи он изложил в статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», книге «О стране и мире-, других выступлениях. В числе первых он понял, что рычаг который позволяет перевернуть мир с головы на ноги — это забота не о чистоте идеологических воззрений, а об отдельном человеке.’ Сахаров не побоялся заявить, что защита прав человека стал общемировой идеологией людей всех национальностей и самых различных убеждений. Академик высказал доказанную жизнью аксиому, что без соблюдения прав человека общество является закрытым и обреченным на деградацию. Он был сторонником борьбы, но призывал бороться за права человека путем гласности, отвергая принципиально насилие. Выдвинутый Сахаровым тезис о неразрывной связи международной безопасности и международного доверия, соблюдения прав человека и открытости общества получив в послевоенные годы свое подтверждение
думаю мечта каждого человека, побывавшего хоть раз в этом замечательной стране.). Драматург с мировым именем, он в 1968 г. решительно присоединился к курсу обновления, осудил ввод войск Варшавского договора в ЧССР. С 1970 по 1989 г. трижды находился в заключении. По его личной инициативе в ЧССР в 1977 г. была образована «Хартия-77». Подписавшие этот документ несколько сотен писателей, ученых и артистов открыто осудили власти страны за полное пренебрежение правами человека и Хельсинскими соглашениями. Участники движения «Хартия-77» провели большую работу по сбору информации о нарушении прав человека, арестах и несправедливых судах. После событий 17 декабря 1977 г., положивших начало демократическим преобразованиям в Чехословакии, В. Гавел активно участвовал в работе общественного движения «Гражданский форум». В декабре 1989 г. он был избран Президентом Чехословакии, а в настоящее время является Президентом Чехии.
В. Гавелу принадлежит ряд известных работ общественно-политической тематики. Большой резонанс научно-педагогической общественности и правозащитников Беларуси вызвали его рассуждения на тему «Испытания человека», опубликованные на страницах «Белорусской газеты» 29 июня 1998 г.
Мартин Лютер Кинг (США). Один из лидеров Движения за гражданские права негров в 60-е годы XX в. — самого массового из когда-либо имевших место в американской истории. МЛ. Кинг — автор тактики «прямых ненасильственных действий», которая была взята на вооружение участниками движения, лауреат Нобелевской премии мира. В 1968 г. стал жертвой политического убийства.
В Китае проявил себя ученый-ядерщик с мировым именем Фан Личжи — один из организаторов широкого Движения за демократию. В течение многих лет он был единственным человеком, открыто говорившим о вине системы перед обществом. Фан писал: «Как и все, китайцы рождаются с телом и мозгом, с эмоциями и душой, поэтому они могут и должны пользоваться такими же неотъемлемыми правами и свободой, как и другие люди». Как-то он сказал журналистам: «Да, людей могут запугать на время. Однако они, переселив страх, придут к демократическому движению. Одним словом, я верю: Китай станет другим через десять лет». Идеи Фан Личжи находили благоприятную почву для инакомыслия в Китае. В массовых выступлениях студенчества в мае—июне 1989 г. Фан не принимал непосредственного участия. Но, он, пожалуй, был единственным человеком из рядов интеллигенции, который пожертвовал личными интересами ради Отечества. После 385 дней вынужденного пребывания в посольстве, после секретных переговоров между китайской и американской сторонами ему разрешили уехать.
Фан Личжи никогда не встречался с А. Сахаровым, но их идеи, которые не одобряло правительство и далеко не всегда позитивно принимало массовое сознание, во многом близки, в конечном счете именно их философия подталкивала власти и общественное мнение к решению назревших вопросов; именно они обогнали время, в котором им довелось жить.
В современном мире действует немало правозащитных организаций. С 1961 г. активно работает организация Международная амнистия («Эмнисти») — «самая эффективная организация в области прав человека», по словам бывшего генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра. Организация не занимает односторонних позиций по идеологическим, политическим вопросам, не выражает ни одобрения, ни порицания той или иной политической системе или правительству, не вмешивается в вопросы внутреннего законодательства, применяемого к преступникам, совершившим насилие. Ее интересуют права человека в «чистом виде», как они сформулированы во Всеобщей декларации прав человека. Ее представители постоянно «стучатся в дверь» не для того, чтобы обрушиться с бранью на правительство,— организация преследует цели не конфронтации, а диалога, стремится защитить права людей, освященных за их взгляды, цвет кожи, т.е. «узником совести», 15 структуре организации почти 50 национальных секций, .3880 добровольных групп более чем в 60 странах, а также отдельные граждане (всего около 700_тыс. членов, проживающих в 150странах) Штаб-квартира организации находится в Лондоне, имеется специальный исследовательский центр со 150 сотрудниками. В 1977 г. Международной амнистии была присуждена Нобелевская премия мира «.за укрепление свободы и справедливости, а следовательно, мира на земле». В 1978 г. она была награждена премией прав человека ООН.
Международное общество прав человека (МОПЧ) является независимой правозащитной неправительственной организацией, созданной в 1972 г. в ФРГ. МОПЧ поддерживает людей, борющихся без применения насилия за права человека в своих государствах, а также людей, преследуемых за свои убеждения. МОПЧ считает, что наиболее важными правами, кроме права на жизнь и на личную неприкосновенность, являются гражданские и политические права: свобода слова, свобода мирных собраний и ассоциаций, свобода вероисповедания. Без этих прав и свобод не может быть ни мира, ни социального прогресса.
Деятельность МОПЧ основана на принятой в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. МОПЧ — общественно-полезная организация и работает на пожертвования частных лиц. В настоящее время национальные секции и группы МОПЧ работают в 27 странах, объединяя в своих рядах около 20 тыс. человек. Основные направления работы МОПЧ: поддержка людей, борющихся за права человека в своих странах и преследуемых за эту деятельность; работа с общественностью и средствами массовой информации; оказание гуманитарной помощи. С начала 1980-х годов МОПЧ имеет консультативный статус при Совете Европы, а с начала 1990-х годов — ассоциированный статус при Отделе общественной информации ООН.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.