ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

24.11.2011 Автор: Рубрика: BIP-IP»

1. И СУЩНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В современной отечественной и зарубежной политической науке имеются различные подходы к трактовке как самой политической культуры, так и ее структурных элементов. Здесь существует широкий спектр определений и формулировок, примерно до пятидесяти. Термин «политическая культура» впервые употреблен в XVIII в. немецким философом и просветителем И.Гердером. Впоследствии данная категория не так уж часто использовалась учеными. И только в 1956г. понятие политической культуры получило глубокое осмысление в работе американского исследователя Г. Алмонда «Сравнительные политические системы». В дальнейшем значительный вклад в разработку теории политической культуры внесли американские специалисты С. Верба, Л. Пай, С. Липсет и другие. Отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов ХХ в.

В 70-е годы в нашей стране проводились достаточно многочисленные исследования политической культуры советского общества. Среди авторов, уделявших значительное внимание теоретитко-методо-логическим вопросам изучения политической культуры, можно назвать Е.М. Бабосова, Э.Я. Баталова, К.С. Гаджиева, Ф. М. Бурлацкого, А.А. Галкина, А.В. Дмитриева, В.Н. Иванова, Н.М. Кейзерова, Л.Н. Когана, В.В. Смирнова, Ж.Т. Тощенко, Г. В. Осипова. Наряду с концептуальными разработками проблемы целый ряд работ имел эмпирическую направленность.

Теория политической культуры является одной из наиболее популярных и вместе с тем неоднозначных в современной политологии. В последнее десятилетие наблюдается активизация научных дебатов относительно содержания ее составляющих, а также ряда новых положений в рамках различных дисциплин. Термин «политическая культура» стал широко использоваться не только в научном, но и политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы мы с неизбежностью сталкиваемся с вопросами теоретико-методологического осмысления феномена политической культуры. Задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что феномен политической культуры рассматривается в мировом обществоведении в рамках различных исследовательских парадигм. При этом определение данного понятия обычно не приводится, как если бы его содержание было общеизвестно и совершенно бесспорно. Однако это не совсем так. К обсуждению политической культуры часто прибегают, чтобы объяснить различия между политическими системами. О ней вспоминают также, когда некие политические действия и реакции на первый взгляд кажутся иррациональными, алогичными, отличными от ожидаемых, лишенными закономерности. В таких случаях от специалиста ждут, что он либо обнаружит закономерности там, где они имеются, либо как-то интерпретирует их отсутствие.

Поскольку понятие «политическая культура» имеет в своей основе как понятие «культура», так и понятие «политика», то необходимо остановиться подробнее на содержании и логике их интерпретации в науке. Основоположники марксизма рассматривали развитие общества как естественноисторический процесс. Культура отражает достигнутый на определенном этапе уровень развития, предполагающий тот или иной тип отношения человека к природе и обществу, равно как и развитие творческих сил и способностей личности. При этом обосновывалось, что для определения содержания и характера культуры на каждом этапе ее развития необходимо обращение к характеру конкретной общественно-экономической формации. Однако большинство ученых связывают культуру не с общественными формациями, а с развитием цивилизации (цивилизационный подход).

Термин культура имеет латинское происхождение, и изначальный его смысл – возделывание, воспитание, образование, почитание. Авторы «Современного философского словаря» (М. – Мн., 1998) определяют культуру как форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Иными словами, культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного творчества, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и самим к себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства и предметы труда, вовлеченные в систему общественного бытия. Материальная культура – показатель уровня практического овладения человеком природой. Как таковая она представляет собой созданную человеком искусственную среду его обитания. Это орудия труда, производственные, жилые и общественные здания и сооружения, средства сообщения и связи, вся технологическая инфраструктура, коммуникации – в целом трудовые процессы и их материализованные результаты, в том числе научно-технического творчества, имеющие общие черты и особенности в промышленности, земледелии, строительстве и т. п.

Духовная культура имеет еще более сложную структуру, которая включает разнообразные проявления интеллекта и души человека: развивающиеся исторически мифологию, религию, философию, литературу и искусство в целом, язык и письменность, образование, просвещение, науку и формы вненаучного познания. Духовность воплощается в индивидуальном и групповом сознании; прежде всего в таких формах общественного сознания, как нравственное, художественное, правовое, религиозное, политическое, экологическое и др. Соответственно функционируют имеющие собственное содержание и элементную структуру культуры: нравственная, художественная, правовая, религиозная, политическая, экологическая и т.п.

Культура представляет собой исключительно многогранное явление. Она воплощается в самых различных сферах общественного бытия и повседневной жизни человека. Говорят о политической и управленческой, организационной, технологической, письменной и устной культуре; о культуре спорта, быта, человеческого общения и поведения; о культуре мышления, любви, речи, диалога, одежды и т. д. Культура – это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается все сущее для нас. Сам человек тоже есть феномен культуры.

А что такое политика? В буквальном переводе с древнегреческого языка данный термин означает искусство управления государством. Существует множество подходов к определению политики. С марксистской точки зрения, политика – это сфера, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, деятельность, направленная на защиту классовых интересов, сохранение и укрепление государственной власти тех или иных общественных групп или на создание благоприятных условий для их борьбы за государства. Это идейные направления и методы действий политических партий и государственной власти внутри страны и в отношениях с другими государствами. Иначе говоря, в сфере политики происходят столкновение и интеграция интересов различных социальных групп и общностей, принимаются решения по важнейшим аспектам внутренней и внешней деятельности, вырабатываются цели и установки для последующего развития общества, согласуются национальные интересы государств с сопредельными странами и мировым сообществом в целом.

В западной политологии политика часто рассматривается как управление государственными делами со стороны правительства и других официальных структур. Нередки определения политики, акцентирующие внимание на политическом поведении индивидов и социальных групп, участвующих в борьбе за власть и ее распределение. Это объясняется влиянием бихевиористских методик, широко используемых в западной политологии.

Определенное распространение имеют так называемые «конфликтные» трактовки политики, когда политическая жизнь представляется ареной столкновения и борьбы различных социальных групп, имеющих свои специфические интересы. Цель политической деятельности видится в урегулировании этих конфликтов и обеспечении определенного паритета между соперничающими группировками.

Даже небольшой перечень подходов к определению рассматриваемого феномена показывает, что политика – явление многогранное. Совершенно очевидно, что каждый из подходов отражает какую-либо одну из сторон политики. В этой связи можно выделить два основных момента, которые не противоречат всем трактовкам. Это то, что политика есть деятельность в сфере отношений между индивидами, социальными группами, общественными институтами и государствами, отстаивающими свои интересы и что ядром ее является борьба за обладание политической властью.

Своеобразие политики в системе общественных связей определяется тем, что она призвана быть способом урегулирования с помощью государственной власти экономических, социальных и духовных отношений. Она может выступать и целью, и средством деятельности. При этом исторический опыт свидетельствует, что эффективной политика может быть лишь тогда, когда отказывается в равной мере как от абсолютизации интересов одного класса, так и от провозглашения какого-либо «всеобщего» интереса и ориентируется на изучение и строгий учет разнообразных интересов и их осуществление на основе консенсуса и принципов социальной справедливости.

Будучи средоточием социального начала, политика играет структурообразующую роль в обществе. Общество по своей социальной природе является своего рода материей, которой политическая деятельность придает форму. В сфере политики концентрируются и осмысливаются все важнейшие социальные проблемы, как уже отмечалось, принимаются принципиальные решения и программы социальной жизнедеятельности в соответствии с интересами тех или иных социальных групп, этносов и т.д. Таким образом, политика – это отношение между социальными субъектами по поводу власти и управления.

Все вышеизложенное позволяет делать вывод о том, что понятие «политическое» подразумевает принадлежность к политической жизни общества. Политическое существует, воспроизводится, возникает в особой сфере жизнедеятельности людей – политической, хотя может присутствовать и в других сферах, если те имеют какое-либо отношение к политике.

Термин «политическое» выступает в единстве, по крайней мере, трех своих значений: 1) это то, что является частью политической системы общества; 2) это то, что имеет отношение к политической власти, прежде всего государственной; 3) это то, что связанно с функционированием политических отношений.

На стыке политики, политического и культуры возникает феномен политической культуры.

Как уже отмечалось, в современной политической науке нет общепринятого понимания политической культуры. Можно выделить две основные группы базовых концепций этого явления политической жизни. К первой группе относится концепция Г. Алмонда. Под политической культурой Г. Алмонд понимает определенный образец ориентации на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее в совместной работе с С. Вербой «Гражданская культура» это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских ученых, понятие «политическая культура» указывает на специфические политические ориентации – установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура – это политическая система, интериоризованная, т.е. усвоенная и ставшая убеждениями, в знаниях, чувствах и оценках населения.

Политическая культура в данном понимании – явление всецело субъективное, связанное с сознанием и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов. Думается, что прав был Н.М. Кейзеров, критиковавший в свое время односторонность такого подхода. Понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентаций людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов. Вместе с тем критика Н.М. Кейзерова страдала иной односторонностью. Автором, по сути, подвергался сомнению субъективный, в том числе личностный, аспект политической культуры. А ведь он очевиден. Не считаясь с ним, невозможно осмыслить данный сложный феномен. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и некоторых других странах.

Тем не менее, если сводить политическую культуру лишь к субъективности, к индивидуальным позициям и ориентациям, то это лишает ее накопленного народом той или иной страны опыта политического развития, а также выводит за рамки культуры собственно политическую систему как объективированную реальность.

Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах С. Хантингтона, Д. Элазара, Х. Доменигера, А. Брауна и др. С их точки зрения, существует четыре уровня проявления политической культуры. Первым является уровень системы в целом. Здесь рассматриваются вопросы о знаниях и представлениях индивида об истории, конституционных характеристиках, распределении властных ресурсов государства и политической системы. Вторым выступает уровень «процессов на входе» системы. Здесь находятся институты, организующие и направляющие поток требований от общества к государству, инициирующих преобразование этих требований во властные действия. Этот уровень включает политические партии, профсоюзы, другие группы давления, а также средства массовой информации. Третьим обозначен уровень «процессов на выходе», который охватывает деятельность бюрократии, судов и других институтов, включенных в процесс реализации властных решений. Четвертым называется собственно индивидуальный уровень. Здесь рассматривается характер системы соотнесения личности с элементами политической структуры различного уровня.

Центральным, по мнению авторов, является о соотношении конкретной политической культуры и политических институтов для объяснения эффективности политической системы в целом. Наиболее оптимальным для демократии выступает принятие индивидами ценностей, находящих свое непосредственное выражение в процессе функционирования системы. Кроме того, необходимы точное знание и понимание индивидами действия политической системы, а также положительное эмоциональное и оценочное к ней отношение. Отметим, что в целом для методологии концепции политической культуры присущ два познавательных момента. Один из них получил условное название сравнительного, другой – социологического. Под сравнительным использованием концепции политической культуры понимается не просто ее направленность на сравнение, а рассмотрение ее прежде всего в качестве самостоятельного фактора при объяснении различий в национальных политических структурах и действиях. Социологический акцент становится очевидным при изучении взаимосвязей переменных факторов внутри той или иной политической культуры. При этом предметом непосредственного анализа является уровень личности или группы, а не нации как таковой.

Вторую группу базовых концепций составляют исследования, которые включают в политическую культуру еще и образцы политического поведения. Так, американский политолог Д. Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения включает в содержание политической культуры и Р. Такер.

В российской и белорусской политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи – Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин – ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения. Другие – Е.М. Бабосов, Э.Я. Баталов, Е.А. Егоров, Н.М. Кейзеров – наоборот, включают образцы политического поведения в содержание политической культуры.

По мнению Э.Я. Баталова, политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявлющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Это уже иной подход. В его основе – понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики. На первый взгляд, такой подход абстрактен; он прямо не фиксирует личностный аспект культуры, чем отличаются определения Г. Алмонда, Г. Пауэлла и др. Однако в данном случае можно говорить о разумной абстракции методологического характера, позволяющей охватить наиболее существенные признаки исследуемой категории.

Деятельность людей в политической сфере всегда представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру. Иными словами, политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

На основании обобщения имеющихся подходов мы можем рассматривать политическую культуру как сложный феномен. В его основе лежат и ценности и нормативные представления о власти, и модели политического устройства общества, рождающие в его сознании определенные ориентиры в политической жизни, и цели политической деятельности, которые затем трансформируются в знания о средствах, способах и навыках, необходимых для достижения этих целей в рамках определенных видов политической деятельности. Политическая культура – не механическая совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. При определении политической культуры важно учитывать, как эти ценности, установки, ориентации, модели распространены в тех или иных политических структурах и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы. Это – специфический способ и образ действия, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще и политической культуры в частности.

Специфической чертой отдельных подходов к исследованию политической культуры являются поиск основ политической жизни, вычленение смысловых аспектов политики. При этом используется широкий выбор приемов анализа – от разнообразных описаний и анализа фрагментов национальной истории до изучения образцов популярной культуры.

Основополагающими для некоторых исследований политической культуры являются индуктивные методы и идеи социальной антропологии. Здесь, как известно, символ трактуется в качестве ключевого элемента понимания культуры и, соответственно, природы и проявлений человеческого поведения. Так, современный антрополог К. Гирц определяет культуру как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и верования. Основной задачей анализа культуры становится объяснение значений, воплощенных в символических формах. Подобный анализ культуры оказывается сродни интерпретации литературного текста и не предполагает исследования эмпирических закономерностей. При изучении феноменов культуры, по Гирцу, от специалиста требуется не столько внимание к классификациям, количественным характеристикам, поиску функциональных взаимосвязей, сколько чувствительность к выявлению значений, отделению неясностей от смыслов, умение проникать в суть того образа жизни, который полон смыслов и значений для живущих им.

По мнению К. Гирца, предметом политической культуры должны быть не быстро меняющиеся психологические установки, а фундаментальные представления, лежащие в их основе. Другими словами, общий, интегральный смысл политической культуры состоит не только в выяснении того, например, эффективна ли деятельность правительства. Речь должна идти о политической жизни в целом, начиная от смысла общественного бытия, общих социальнымх приоритетов и завершая актуальными вопросами политики.

Сторонниками К. Гирца выделяются четыре основных аспекта трактовки политической культуры. Во-первых, политическая культура рассматривается не как альтернатива рациональному поведению, а как форма рациональности как таковой – культурной рациональности. Во-вторых, формирование культуры происходит адаптивно. Люди формируют свою политическую культуру в процессе принятия решений. Постоянная актуализация и модификация отношений с властью и по поводу нее расставляют свои акценты в системе предпочтений. В-третьих, этносы в целом не являются представителями идеальных типов политических культур. Каждой нации присуща определенная комбинация их различных типов. В-четвертых, существует ограниченное число типов политических культур.

На формирование политической культуры данного общества оказывают влияние многие факторы. В их числе исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа, ибо политическая культура – ее часть, она в любом случае аккумулирует в себе предшествующий опыт. Бесспорно, велико детерминирующее значение такого фактора, как социально-классовые интересы. Но не следует абсолютизировать их воздействие на культуру, что обычно делается в марксистской литературе. Не логичным было бы также отрицать детерминацию политической культуры географическими факторами. Геополитика – не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов во многих государствах мира. Наконец, одним из существенных факторов формирования политической культуры общества является идеология.

Данные факторы составляют как бы «атмосферу», в которой политическая культура формируется, изменяется и существует.

В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: прежде всего отдельные личности, социальные группы, классы, нации, общество в целом, а также институциональные субъекты власти – государство, партии и т.п. Таким образом, политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры отдельных социальных общностей и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой она находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражаются личный опыт и психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.

Характер политического поведения может варьироваться в диапазоне от деструктивно-отчужденного до инновационно-позитивного. При этом собственно культурный аспект политического поведения задается нормативным механизмом регуляции. Его ядром будут поведенческие стереотипы, которые в структуре выступают как обычаи политической жизни. Кроме них важную регулирующую роль играют сознательно формулируемые нормы-предписания, призванные очертить идеальные модели политического поведения как в виде прописанных правовых процедур, так и в форме собственно идеальных поведенческих схем. Вместе с тем важно помнить, что нормативная система соотносится с общественно-политическими ценностями и нуждается в ценностной легитимизации. Но поскольку сами общественно-политические ценности являются квинтэссенцией социально-прием-лемых человеческих потребностей и интересов, поскольку политическая нормативная система призвана также подавлять те социально-негативные стороны человеческой активности, которые несут в себе разрушительные импульсы индивидуального и коллективного бессознательного: анархический негативизм, воинствующий максимализм, узкогрупповой эгоизм и др.

Политическое поведение выступает как интегральное производное вышеназванных сторон, оно ситуативно, стохастично, контекстуально, имеет личностное основание и коллективные формы выражения. Последние, собственно, и являются политическими институтами. С точки зрения институционального уровня политической культуры, можно выделить следующие коллективные формы политической практики: способы управления политической системой, закрепленные в государственном строе, методы принятия политических решений и характер проведения их в жизнь, методы разрешения социально-политических конфликтов, тип электорального процесса, характер межпартийных отношений, способы лоббирования корпоративных интересов и др. Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.

Политическая культура предстает как противоречивая система, в которой в динамичном отношении находятся прошлое, настоящее и прогнозируемое будущее. В этом смысле можно говорить о ее своеобразии в любом обществе вне зависимости от определенного исторического этапа. Политическая культура – единая система, которая при заданных изначальных условиях дает на «выходе» те или иные результаты. Таким образом, политическая культура представляет собой динамическую модель, но эта динамика в меньшей степени проявляется на уровне всей системы и в большей мере – на уровне изменения значимости («удельного веса») отдельных структурообразующих взаимосвязей и отношений между элементами и уровнями. В этом случае трансформация политической культуры заключается не в появлении качественно иной системы с абсолютно новыми элементами, а в переходе элементов с одного «уровня влияния» на другой. Это обеспечивает преемственность политической истории, так как политическая культура является механизмом поддержания целостности всей политической системы. И чем сложнее и многограннее политическая культура, тем большими адаптационными ресурсами обладает политическая система.

Политическая культура относится к таким явлениям духовной жизни народа, которые оказывают существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которых можно судить об уровне политической зрелости общества. Поступательное развитие политической истории человечества – это не только становление и развитие государств, утверждение и смена тех или иных форм их устройства, политических режимов и политических систем, но и развитие социальных субъектов политики – личности, различных социальных групп, общества в целом. В процессе этого развития у субъектов политики складывается тот или иной политический менталитет, который соответственно своему характеру оказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, политическую организацию в целом. Воздействие настолько сильное, что многие политологи считают политическую культуру составной частью политической системы общества.

Хотелось бы обратить внимание на следующее: политическая культура, естественно, не единственный фактор, определяющий политическую жизнь и политическую систему общества. Свою роль здесь играют также социально-экономические интересы, нравственные нормы, идеология, образование, этнические факторы и другие особенности как отдельной личности, так и социальных групп. Однако при всем этом субъект политики лишь тогда может правильно оценить политическую жизнь и политическую систему, распорядиться характером и направленностью своего участия в них, когда овладеет основополагающими нормами политической культуры. В противном случае будут сплошные заблуждения, за которые рано или поздно придется расплачиваться. Политическая культура предоставляет возможность хорошо ориентироваться в политической ситуации, давать правильную оценку происходящим событиям, умело определять кто есть кто, делать нужный выбор.

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, будучи закрепленной в структуре органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически, институционально, между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

Как отмечает большинство исследователей, самые существенные изменения политическая культура претерпевает в так называемые переходные эпохи, в периоды революционных изменений или реформирования общества и государства, когда происходят определенные ценностные, идеологические сдвиги в массовом сознании, обусловленные резким изменением привычного образа жизни, повседневной практики. Однако при таком понимании динамики политической культуры становится невозможным прогнозирование социально-политических процессов, поскольку под воздействием новых условий каждый раз меняется политическая культура, что, в конечном счете, препятствует достижению стабильности. Напротив, учет особенностей политической культуры должен способствовать пониманию происходящих процессов. Только в этом случае можно рассчитывать на принятие оптимальных решений, которые именно в силу сложившейся определенной политической культуры могут быть реализованы на практике.

О высоком уровне политической культуры не может быть и речи без глубокого научного подхода к оценке событий и выбору пути движения общества вперед. Особенно это важно для тех, кто стоит у руля государственного управления, кто руководит политическими партиями, организациями и движениями. Политическая культура не приемлет конъюнктурщины, забвения национально-государственных интересов ради достижения своих корыстных целей политическими лидерами. Пренебрежение этим со стороны последних чревато самыми негативными последствиями.

Политическому руководству следует учитывать уровень и характер политической культуры народа, чтобы правильно проводить политическую линию. Это, конечно, не означает, что власти должны плестись в хвосте политически малограмотных граждан своей страны. Но оно предполагает создание необходимых условий с тем, чтобы обеспечивались возможности для подъема политического сознания населения до такого уровня, при котором оно было бы способно самостоятельно разбираться в основополагающих вопросах политики. Естественно, что такие условия могут быть созданы лишь в демократическом государстве, где утвердившийся на практике принцип народовластия уже сам по себе неукоснительно требует соответствующей политической подготовки его граждан. При этом, конечно, само политическое руководство должно обладать соответствующим политическим менталитетом и соблюдать культуру властвования.

На вопрос, что главное в анализе политической культуры, правильным может быть только ответ, указывающий на ее конкретного носителя. Если речь идет об индивидах и отдельных социальных группах, то главное – анализ усвоенных субъектом и ставших убеждениями ценностных, нормативных и мотивационных компонентов политической деятельности и соответствующих позиций по отношению к системе власти. В таком контексте вполне оправданно определять политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Когда же мы говорим о культуре в связи с анализом политической системы в целом, акцент переносится на качественное состояние образующих систему институтов власти и управления, на объяснения способов функционирования властных отношений. На первый план выдвигается культура властвования, характеризующая отношение политических институтов к членам общества.

Понятие «культура властвования» отражает двуединые признаки политической системы: прежде всего совокупность объективированных в ней ценностей и основанных на них норм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан; и уровень соответствия фактического функционирования власти к нормативному должному. Первое включает, в частности, и свободы человека, провозглашаемые и защищаемые системой, а также методы властвования, административно-управленческие и идеологические принципы государства, способы инфорования граждан, методы согласования интересов и т. д. Второе выражает, прежде всего, характер легитимности власти: наличие или отсутствие согласованности ее нормативной базы с признанными в обществе ценностями.

Таким образом, категория политической культуры многоплановая. Она характеризует как образ поведения и деятельности индивидуальных и коллективных субъектов в сфере политики, так и способ функционирования и развития политических институтов и политической системы в целом. Эта категория фиксирует в теоретической форме исторически сложившееся политическое сознание, соответствующие ему механизмы мотивации и формы реализации политической активности членов общества, системы ценностей, норм и институтов, обеспечивающих осуществление политической власти как орудия регуляции и управления социальными процессами. Если давать краткое определение рассматриваемому понятию, то его можно сформулировать так: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

Анализ категории политической культуры дает возможность определить ее функции. С точки зрения некоторых специалистов, они заключаются в следующем. Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой и в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет, прежде всего, функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Весь комплекс элементов политической культуры: представления о власти, ценности, нормы, образцы поведения, обычаи, стереотипы и многое другое – исторически сформировался как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации – главный критерий культурности политической жизни общества. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности.

Нормативно-регулятивная система призвана обеспечить еще одну, не менее важную, функцию политической культуры – служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти и управления тем обществом, в котором они живут. Для каждого индивида политическая культура – не только знание быстротекущей политической жизни и не только раз и навсегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия или же непосредственной деятельности в институтах власти и управления общественными делами. Это также овладение навыками коллективной деятельности в сфере властвования и руководства обществом. Это, наконец, формирование самодисциплины, предполагающей добровольное следование общественным интересам, целям, реализуемым в политической деятельности. Высокая политическая культура – это такая система ценностей, которая предписывает необходимость действовать на благо общества.

Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и образцов поведения социального субъекта, то очевидна ее воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе, или в нем формируют, соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия. Политическая культура – это не свод правил, которые можно выучить раз в жизни и на все времена, а процесс постоянного познания, осмысления новых фактов и явлений и главное – следование этим правилам в своей практической деятельности.

Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, ее функциональная характеристика, то и все описанные функции синтезируются в реализации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления системой в интересах господствующих классов, социальных групп или большинства населения. Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и средством согласования этих интересов.

Политическая культура не только предохраняет политическую систему от разрушения, но придает ей динамизм, насыщая механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования. Тот факт, что политические системы в развитых, цивилизованных странах не распались, как неоднократно прогнозировали приверженцы догматизированного марксизма, а постоянно совершенствовались и в настоящее время демонстрируют свою завидную стабильность, свидетельствует о высоком уровне политической культуры, сложившемся в недрах данного общества. И, наоборот, нестабильность политических режимов в развивающихся странах – очевидное доказательство низкой политической культуры в этих обществах.

Такова одна из точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Другие исследователи выделяют иные функции политической культуры:

1) идентификации – политическая культура закрепляет у человека сознание его принадлежности к обществу, стране или определенной социальной группе, помогает определить возможные средства и способы личных, групповых и общественных интересов через институты и механизмы политики;

2) ориентации – обеспечивает осмысленное восприятие человеком политических явлений, помогает ему лучше понять свое место и возможности в сфере политики, успешнее реализовать свои права и интересы в рамках конкретной политической системы;

3) адаптации (приспособления) – позволяет человеку приспособиться к изменяющейся политической обстановке, к новым возможностям, к тем или иным ограничениям в политической деятельности;

4) социализации – именно в процессе усвоения политической культуры своего общества человек овладевает навыками и средствами, позволяющими отстаивать свои интересы в политике (технологии проведения выборов и принятия политических решений, разнообразные способы давления на власть, навыки политического анализа, участия в голосовании и др.);

5) стабилизации политической жизни – политическая культура способствует формированию у членов общества позитивного отношения к существующей политической системе и ее институтам;

6) коммуникации – обеспечивает взаимодействие институтов власти и других субъектов политики (партий, движений, социальных слоев и групп) на основе принятия ими общих ценностей и «правил игры» в политике, а также за счет использования общих понятий и символов;

7) обновление политической системы и политической жизни общества: сформировавшиеся и утвердившиеся в рамках политической культуры новые идеи об изменении политического устройства общества приводят к созданию новых политических институтов, процедур и механизмов (например, идеи конституционного ограничения полномочий монарха, разделения властей, всеобщего избирательного права и др.);

8) обеспечения преемственности в политическом устройстве и в политической жизни: политическая культура добивается этого, соединяя новые идеи с прежним политическим опытом.

Существуют и другие типологии функций политической культуры. Все они по-своему самодостаточны и вместе с тем в какой-то мере дополняют друг друга. Однако в учебных целях чаще всего выделяются такие функции, как познавательная, регулирующая, прогностическая, информационная и воспитательная.

 

 

  •  
Метки текущей записи:
, , , , , , , , , , , , , , , ,
Автор статьи:
написал 303 статьи.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.