По словам Ф.И.Леонтовича, обобщившего сведения дореволюци
По словам Ф.И.Леонтовича, обобщившего сведения дореволюци онных авторов об этом термине, «абрек — изгой, исключенный из семьи и рода... По своему положению абреки были бездомные бродя ги. Обстоятельства сложились так, что жить и воровать для них одно и то же. Юридическое положение абрека высказывалось в полной его беззащитности и бесправности» (Леонтович:. 1882, I, 360). Почти так же, но более кратко этот термин определен в «Историко-этимологи-ческом словаре осетинского языка» В.И.Абаева: «беглец, совершив ший какой-то проступок» (Абаев: 1958, 25-26; см. также: Шагиров: 1977, 56). Такое значение термин «абрек» имел не всегда. Интересно проследить основные периоды его многовековой одиссеи, установ ленные современными лингвистами и этнографами.Считается, что этот термин восходит к ср.-перс. *арагак (н.-перс. avara) — «бродяга, грабитель» (Этимологический словарь русского языка: 1963, I, ч. 1 (А), 17). Из-персидского через тюркские уже в древности он попал в кавказские языки. В некоторых из них, на пример в аварском, термин сохранил свою изначальную форму (авар. апараг, мн. апарагзаби, ср.: карат., цез., бежт. апарак1 (Саилов: 1967, 34; Магомелова, Халилова: 2001, 25; Халилов: 1999, 29; 1995, 29), однако повсюду утратил прежний, оскорбительный отте нок. В Нагорном Дагестане и Чечне XVI—XVIII вв. апарагами называ ли свободных переселенцев, занимавших в сельской обшине проме жуточное положение между полноправными общинниками и рабами. Аварская пословица гласит: «Дом пришельца — на краю селения» (авар. Апарагасул рукъ росо parlama). Среди апарагов было немало кровников, бежавших из родных мест из-за совершенного ими убий ства (Анчабалзе: 1979, 137; Агларов: 1988, 101-104; см. также обычно-правовой документ XVIII в.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.