От таких обязательств зависело действие горских адатов
От таких обязательств зависело дейст-вие горских адатов: исполнение их считалось обязательным только для тех и в отношении к тем, кто принимал участие в «общественных обязательствах». Отсюда «покушение на чужое добро признается воровством, если оно сделано у своих. В этом случае разумеется не только та же самая община и то же племя, к которым принадлежит вор, но даже чужое племя, если только состоялась с ним присяга жить в добром согласии; так это было между шапсугами, натухажцами и абадзехами. Напротив того, если кто явно промышляет воровством на земле соседей, в отношении которых нет никаких обязательств, то на это занятие смотрят только как на лучшее средство показать свое удальство и ловкость»2. Этими началами объясняются адаты о воровстве, изложенные в собрании сведений об адате черкесов Черноморской линии Кучерова (1845): «Вор, если будет открыт, обязан возвратить тому, кому оно (уворованное) принадлежит, и в таком разе (вор) остается свободным от штрафа». Шт-раф уплачивается только при утрате или порче уворованного, если хозяин его не принимает 3. Здесь виновный не несет собственно никакого наказания — воровство безразлично трактуется, будет ли оно сделано у односельца, принадлежащего к одному роду и племени с вором, или же у «чужого», не связанного с вором никакими «общественными обязательствами». Когда подобные обязательства не оберегали население от хищничества своих же, более сильных родов, обычное пра-во черкесов устанавливало в таких случаях чрезвычайную меру, известную под именем «повальной присяги» (эбер-тааредо).
«Почетные старшины всех общин и родов, составляющих племя, отправляются в те места, где беспорядков больше, и обходят дома людей подозрительного поведения. Выставляется Коран, привешенный на палке, воткнутой в землю, и, в силу того что предпринимаемая мера касается пользы общественной, начинается повальная присяга всего населения. Каждый присягает отдельно и формулой клятвы обязывается указать всех, какие только ему известны, виновников беспорядка, сознаться вслух в своих собственных преступлениях против установленных правил и обещать исполнять правила эти на будущее время нерушимо». Всякий отступавший после от этой клятвы или дававший ложную клятву «покрывает себя в общественном мнении несмываемым пятном осуждения»4.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.