Особенности политической культуры современного общества
Особенности политической культуры современного общества
Термин «политическая культура» ввел в научный обиход в XVIII в. немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер. Политическая кулътура — это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в политической сфере. В ней воплощаются ценностные представления людей о политике, их знания, убеждения.
Политическая культура — это ориентация чело-века, групп людей на определенные политические действия и процессы (выборы, развитие партий, диа-лог, конфронтацию и т. д.). Политическая культура включает политические взгляды и убеждения, поли-тические знания и умения, опыт участия в политиче-ских действиях.
Политическая культура способствует идентифи-кации человека (потребность человека в принадлеж-ности к группе, общности). Она выполняет когни-тивную функцию (приобретение знаний о политике), аксиологическую функцию (выработка политических ценностей и идеалов), облегчает ориентацию в по-литическом мире (понимание человеком собствен-ных возможностей при реализации прав и свобод). Политическая культура выполняет интеграционную функцию (объединяющая граждан в сообщество), коммуникативную функцию (поддержание на соот-ветствующем уровне взаимосвязи между граждана-ми), воспитателъную функцию.
Типы политической культуры. Известность получила клас-сификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Авторы выделили три «чи-стых» типа политической культуры:
патриархальный («местечковый», приходской), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политике и ожиданий от политической системы. Граж-дане ориентированы на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя;
подданнический тип отличается сильной ориентацией на по-литические институты и невысоким уровнем активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но в то же время опасается санкций, наказания с ее стороны;
активистский тип характеризуется участием граждан в поли-тической жизни, их включенностью в общественные дела. Через выборы, группы интересов, партии граждане выражают свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, принимают базовые ценности полити-ческой системы.
В реальной политической жизни данные типы культуры вза* имодействуют между собой, образуя смешанные формы с преоб-ладанием тех или иных компонентов.
Можно выделить и другие типы политической культуры. Так, учитывая особую роль государства в воспроизводстве тра-диций, образцов политического мышления, различают офици-альную, поддерживаемую государством, и реальную политиче-скую культуру. Можно говорить о конкурентной политической культуре, в которой политика понимается как разновидность рынка, как свободный обмен деятельностью, и этатистской, которая отличается ведущей ролью государства в жизни об-щества.
В рамках марксистского подхода выделяют пролетарскую, крестьянскую, буржуазную и мелкобуржуазную политическую культуру.
В реальной жизнй редко можно выделить чистый тип полити-ческой культуры. Как правило, в обществе переплетаются разные типы культуры и возникают смешанные типы: патриархально-подданическая, подданическо-активистская культура и др.
Наряду с общей политической культурой выделяют и субкулъ-туры, т. е. политические культуры отдельных слоев населения. На формирование этих субкультур оказывают влияние региональ-ный, религиозный, возрастной, гендерный факторы.
Политическая культура характеризует не только действия от-дельных граждан, но и функционирование политических инсти-тупгов. Политические институты — это:
1) учреждения или системы учреждений, организующих осу-ществление политической властй;
2) устойчивые, исторически сложившиеся формы политиче-ской деятельности людей.
Институты бывают формальными и неформальными. Инсти-туты — это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, ин-ститут главы государства; институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт политических партий; институт избирательного права и др. Возникновение института означает офи-циальное закрепление определенных правил и моделей
Для политической культуры белорусов в целом характерны законопослушание, ответственность, спо-койствие, уравновешенность. С другой стороны, в бе-лорусской культуре присутствуют и такие черты, как инертность, консерватизм мышления, расхождение между словом и делом, пассивность.
Политическая культура формируется в процессе социализации личности. Институты социализации разнообразны: семья, церковь, школа, система обра-зования в целом, СМИ, деятельность органов государ-ственной власти и других политических институтов. Основная задача системы образования — воспитание уважительного отношения индивида к правопорядку, к символам государства, к своим обязанностям, к до-стоинству и правам других граждан, к национальной культуре и истории своей страны.
Политическая социализация молодежи
Усвоение личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрирован-ного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, формирование по-литических взглядов и убеждений происходит в про-цессе политической социализации. Политическая наука определяет политическую социализацию как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволят ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправ-ного субъекта.
Политическая социализация — это совокупность процессов становления пблитического сознания и по-ведения, принятия и исполнения политических ро-лей. Понятие «политическая социализация» шире,
чем понятие «политическое воспитание» и «политиче-ское просвещение», ибо включает в себя не только це^ ленаправленное воздействие государственных и иных политических институтов, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида.
В современном обществе процесс политической со-циализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государ-1 ства, узнают по портретам или на экране телевизора Главу государства и других политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и полити-ческую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Этот процесс называется первичной социализацией. На данном этапе происходит первоначальное восприятие человеком политических категорий, формирование индивидуального отношения к явлениям политиче-ской жизни.
Процесс политической социализации продолжает* ся в течение всей жизни, он не заканчивается с по-лучением паспорта, аттестата зрелости или диплома о высшем образовании. Происходит постоянное на-копление опыта, так как человек участвует в тече-ние своей жизни во многих политических событиях, объединениях, движениях. Он может не только обре-тать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности.
В процессе политической социализации участву-ют многие субъекты, влияние которых формирует определенные политические ориентации граждан, их политическое поведеиие, ценностные ориентиры.
Прежде всего, это институты государственной вла-сти. Значительную роль выполняют политические партии. Наряду с государством они формируют у граждан отношение к партиям, к партийной систе-ме, представление об отношениях между государ-ством и политическими партиями. Политическим партиям принадлежит особая роль в воспитании по-литических лидеров и в политическом просвещении общества.
В числе субъектов политической социализации не-обходимо отметить общественные объединения. Они активно участвуют и в политической жизни, и в формировании основных моделей политического поведения, политического сознания граждан. Все более за-метную роль в процессе политической социализации молодежи играют средства массовой информации. В условиях НТР их влияние стало особенно значи-тельным.
Существенное влияние на общество и его полити-ческую культуру оказывают мир бизнеса, а также на-учно-техническая интеллигенция и культурная элита общества.
В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких со-бытий, как войны, революции, политические и эко-номические кризисы, когда происходят серьезные нарушения и сбои в процессе политической социали-зации. В таких условиях складываются искаженные представления об обществе и общественных отноше-ниях, которые могут укорениться в сознании людей, особенно детей и подростков, и тогда молодые люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению.
В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет «без правил», нарушается его интеграция и стабильность.
Пути активизации общественно-политического потенциала молодежи
Переходные процессы, которые начались в нашей стране в конце 80-х гг. XX в., поставили молодежь в совершенно новые, не свойственные предыдущим-поколениям общественно-экономические и политиче-ские условия. Молодые люди получили возможность заниматься частным бизнесом, изучать иностранные языки, получать новые интересные профессии, путе-шествовать. Возрастает доля молодежи, ориентирую-щейся на такие формы жизнедеятельности, которые позволят в будущем достичь высокого социального статуса. Она стремится к высокому профессионально-му росту, который позволил бы ей реализовать свои интересы.
Политическая социализация современного поко-ления молодежи, тех, кому сегодня 20—30 лет, на-чалась в условиях крушения и низвержения автори-тетов, разрушения сложившейся системы ценностей и идеалов. Но в то же время этот процесс протекал в обстановке политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы, имущественно-го расслоения, значительного влияния теневой эко-номики.
В период «перестройки» молодежь стала актив-ным участником процессов демократизации советско-го общества, молодежных организаций, телевидения, других СМИ. Появилось множество молодежных объ-единений, целью которых было участие в реформи-ровании общественной жизни на новых демократи-ческих принципах. В нашей стране молодежные дви-жения и объединения сыграли очень болыпую роль в возрождении национальной культуры.
Первые объединения молодежи начали появлять-ся во второй половине 80-х гг. Возникали полити-ческие клубы, различные фонды, самодеятельные театры. Появился театр фольклорной песни, обря-дов «Майстроуня», в составе которого были студен-ты БГУ, института культуры, консерватории. Затем члены бывшей «Майстроун!» стали организаторами историко-культурных и литературных клубов «Та-лака», «Паходня», «Маладзш», «Тутэйшыя» и др. Постепенно почти все клубы от историко-культур-ного направления перешли к наиболее важным про-блемам, экологическим и политическим. Началась быстрая политизация молодежного национального движения. -
На современном этапе государственная полити-ка ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и мо-лодежных объединений к разрешению молодежных проблем, к формированию новой модели развития бе-лорусского общества. Речь идет о создании правовых, экономических и организационных условий и гаран-тий для самореализации личности молодого челове-ка и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
В настоящее время в стране действует более 130 молодежных и детских общественных объединений, в том числе Белорусский республиканский союз моло-Дежи (БРСМ), который является преемником лучших традиций молодежного движения республики.
БРСМ большое внимание уделяет трудящейся молодежи, международным контактам, талантли-вым и просто инициативным молодым людям. Се-минары, обучение, дискуссии, стройотряды, лагеря, фестивали, субботники, т. е. все то лучшее, чем ког-да-то так гордился комсомол, применяется также в работе БРСМ. К примеру, 24 апреля 2004 г. активи-! сты БРСМ провели субботник, приуроченный к 60-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фа-шистских захватчиков. Заработанные средства были направлены на реконструкцию и благоустройство памятников воинской славы. Этой организацией был проведен ряд туристско-спортивных меропри-ятий: спартакиады, соревнования, турниры. При поддержке БРСМ заработал Республиканский центр занятости молодежи.
За последние годы значительно возросло количе-ство региональных молодежных организаций и объ-единений. Причем большинство этих оргаиизаций — местные, которые чаще создаются по инициативе «снизу». Это означает, что молодежные организации становятся ближе и доступнее для молодежи, прежде всего, для молодых людей из регионов.
Наибольшее число современных молодежных объ-единений создано в сфере образования, просвещения, воспитания. Некоторые из них занимаются социаль-ной защитой и реабилитацией молодежи, вопросами спорта, туризма и отдыха. Наблюдается увеличение числа молодежных и детских общественных форми-рований патриотической, правоохранительной, спор-тивной направленности, благотворительных и гума-нитарных фондов.
Многие молодежные объединения являются ор-ганизаторами различных патриотических акций, поисковых работ, семинаров и конференций, напри-мер ассоциация «Пошук». Целью деятельности бело-русского республиканского молодежного объедине-ния «Звеставанне» является развитие молодежного движения, направленного на моральное и духовное воспитание подрастающего поколения. Такое обще-ственное объединение, как «Молодежный христиан-ско-социальный союз», своей целью провозгл-ашает воспитание у молодежи уважения к христианским ценностям и традициям белорусского народа.
Общественное объединение «Спадчына-клуб» зани-мается изучением и пропагандой знаний по истории и культуре Беларуси. Одним из наиболее известных молодежных объединений экологической направлен-ности является Международное общественное объ-единение «Экологически чистый мир».
Белорусское молодежное общественное объедине-ние «Новые лица» содействует развитию молодеж-ного движения в Беларуси, поддержке инициатив юношей и девушек в области культуры, образования, экологии, спорта.
Пропаганду национальной культуры и тради-ций белорусского народа, истории Беларуси назы-вает своей целью Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, которая организует лингвистические ла-геря, культурные молодежные обмены, а также за-нимается координацией деятельности белорусских клубов ЮНЕСКО по распространению и реализации программ и идей ЮНЕСКО, СФАКЮ.
В стране существует ряд организаций, которые занимаются социальной защитой и реабилитацией молодежи. Так, например, целевыми группами Бе-лорусского республиканского общественного политическая система
нения «Дороги детства» являются малолетние осуж-денные, заключенные и бывшие заключенные, дети и молодежь без должного родительского присмотра,
Белорусское молодежное общественное объеди-нение «Разные—равные» своей целью деятельности провозглашает содействие преодолению стереотипов в обществе по отношению к молодым людям с огра<-ниченными физическими и умственными возможно-стями, оказание им всесторонней помощи.
Одной из основных уставных задач созданной в 1997 г. организации «Трудовая молодежь» являет-ся формирование у молодых людей сознательного отношения к профсоюзному и рабочему движению. Вектор развития организации направлен на тесное сотрудничество с профсоюзами, молодежными объ-единениями, солидарными с идеями и задачами проф-союзного движения.
Международное общественное объединение «Студ-отряды» стремится сплотить членов студенческих отрядов для организации трудового участия студен-ческой молодежи в социально-экономическом разви-тии Республики Беларусь, Российской Федерации и других стран.
Существуют также и другие молодежные объеди-нения, которые участвуют в политической и социаль-но-экономической жизни страны.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.