Основу таких военных отрядов составляли союзы неженатой
Основу таких военных отрядов составляли союзы неженатой молоде жи горцев (дарг. ихтилат от араб, ихтила — «отдых за беседой, чаем, едой», кубач. батирте, рут. сехбат, цез. сидар бах1ру и проч.), деталь но изученные отечественными этнографами.Юноши проводили зиму и раннюю весну в большом «общем доме-крепости» (авар, гьоркьо рукъ, кубач. гулала-хъали, хевсур, сапехно), то упражняясь в воинском искусстве, то пируя (подробнее см.: Кар пов: 1996а, 24-92). Лома эти обычно принадлежали отдельным туху-мам. Единичные постройки такого рода сохранились до наших дней. Во время поездок по Нагорному Дагестану мне довелось осмотреть
один такой «большой дом» в багвалинском селении Кванада. По име ни недавнего владельца его называют Басхан-хъала (багв. Басханова крепость). Это одна из древнейших построек в селении. Она представ ляет собой большой двухэтажный дом с плоской крышей, сложенный из крупных каменных блоков. Его размеры — 14×8,7 м. Внешней, продольной стороной здание было обращено на околицу селения. С торца к нему прежде примыкали большие деревянные ворота. Обе продольные стороны снабжены узкими бойницами. Согласно местным преданиям, записанным в 1947 г. Е.М.Шиллингом, сидевшие в крепо сти ополченцы стреляли из луков, а в более позднюю эпоху — из крем невых ружей (Шиллинг. 1993, 176-178). При отсутствии современ ной военной техники взять такую крепость стоило немалого труда.В некоторых горных селениях Северного и Южного Дагестана та кие большие дома состояли из одной залы, которая поражала своей величиной (до 100 м2 и более при высоте часто более 4 м). По мне нию архитектора Г.Я.Мовчана, изучавшего большие дома у аварцев, это были «тухумные фаланстеры», в которых прежде жили большие семьи горцев (Мовчан: 1972, 131). Однако его концепция не находит подтверждения ни в архитектурном, ни в этнографическом материа ле. По верному замечанию М.А.Агларова, не засвидетельствовано ни одного случая, чтобы в этих домах жили большие семьи {Агларов: 1988, 106; см. также: Хан-Магомедов: 1998, 33-36). Такие здания в прошлом служили не только местом собраний юношей, но и поме щением, где всем тухумом справляли свадьбы и иные общественные и фамильно-родовые празднества.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.