Однако при этом они обычно не учитывают сме ны социальных
Однако при этом они обычно не учитывают сме ны социальных функций местных правовых норм в ходе реформ XIX-XX вв. Ведь такие институты, как кровная месть и ишкиль, из право охранительных превратились в противоправные. Поэтому поддержка некоторых «горских традиций» на практике может лишь обострить криминогенную обстановку, пример чего мы видим сегодня в Чечне и Ингушетии, где власти попытались возродить уголовные наказания по адату и шариату за тяжкие правонарушения.3Как избежать «безумия» правового плюрализма?Пример постсоветского кавказоведения прекрасно показывает, что концепцию «правового плюрализма», как и любую другую теорию, нельзя перенимать бездумно. Она также способна привести исследо вателя к ложным умозаключениям. Методологические недостатки этой теории были отмечены в 80-90-е годы и у западных ученых. Причем отмечать их стали сами создатели концепции правового плюрализма. Критика коснулась в первую очередь понимания «права» сторонника ми этой концепции. В 1993 г. Б.Таманаха опубликовал статью под провоцирующим на дискуссию названием: «Безумие социологического представления о правовом плюрализме». Он обратил внимание на то, что сторонники концепции описывают внегосударственные правовые явления, исходя из принципов государственного позитивного права (Tamanaha: 1993, 192).Больше всего споров и возражений у антропологов и юристов вы зывают такие понятия, как обычное или традиционное право. Эти термины у западных исследователей (хотя и не в такой степени, как у их российских коллег) устойчиво ассоциируются с представлением о неизменности прошлого. Между тем из опыта конкретных полевых исследований и изучения истории права хорошо известно, что в мире не существует неизменных правовых систем. Чрезмерное акцентиро вание целостности и преемственности обычного права, приводящее к искажению его реального исторического развития, было подвергнуто резкой критике (Бенда-Бекманн К. фон: 1999, 9). Учитывая изменения, произошедшие в обычном праве в ходе его переосмысления и коди фикации колониальными властями, ряд антропологов предложили вы делить два разных исторических термина: обычное колониальное пра во (customary law) и доколониальное аборигенное право (indigenous law) (Benda-Beckmann F.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.