Нельзя, конечно, и преувеличивать влияние кавказской экзотики на российское кавказоведение

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Нельзя, конечно, и преувеличивать влияние кавказской экзотики на российское кавказоведение. Сегодня миф о тотальном разбое на Северном Кавказе популярен в основном в российских и зарубежных средствах массовой информации, а также у далеких от Кавказа обыва телей. Из ученых, занимающихся этим регионом, мало кто разделяет эти дикие представления. Наряду с архаизирующей тенденцией в со ветской этнологической школе нужно отметить исследования, посвя щенные трансформации форм власти, и насилия на Северо-Восточном Кавказе XIX-XX вв. В последнее десятилетие все боль ший интерес отечественных этнологов и историков вызывает пробле матика антропологии насилия, а также сформулированная еще в 70-е годы английским историком Эриком Хобсбаумом тема «изобре тения традиций» в современном обществе. Из недавних работ в этой области хочется выделить книгу по этнографии чеченской войны 1994-1996 гг., написанную по материалам интервью с ее участника ми В.А.Тишковым, директором Института этнологии и антропологии РАН, а также сборник статей московских и петербургских этнологов (Тишков: 2001, Антропология насилия: 2001).
Название данной монографии должно вызвать у читателя, знако мого с этнографией и историей права, ассоциацию с двумя классиче скими работами в этой области — «Закон и обычай на Кавказе» М.М.Ковалевского и «Преступление и обычай в обществе дикарей» (“Crime and Custom in Sauvage Society”) Бронислава Малиновского. Это сделано сознательно. Я отнюдь не собираюсь переписывать хо рошо известные положения этих работ. Скорее наоборот, в названии работы заключена критического переосмысления классического наследия истории и этнографии права для современной науки.
Каждой эпохе свойственны свои научные подходы, проблемы и представления. Ко времени создания книги Ковалевского, во второй половине XIX в., на адат смотрели как на первобытное догосударст-венное . По мнению российских властей и ученых, только такое могло быть понятно дагестанцам, которых в то время считали дикарями, продолжающими жить в родо-племенных коллективах. Эти идеи легли в основу административно-судебных реформ 1860-х го дов, в ходе которых в Дагестане было создано так называемое воен но-народное управление.

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 111 | 0,205 сек
Память: 10.36MB