Народное собрание (за-уча)
Состав народа и разделение на сословия у абазехов те же, как и у черкесов, имеющих князей; но у абазехов больше равенства между сословиями. У них есть также сословие первостепенных дворян (тляхотляжей); вероятно, они имели прежде тоже важное значение, какое имеют поныне тляхотляжи у темиргоевцев и кабардинцев, но в настоящее время это исчезло, так что тляхотляжу осталось одно имя. Власти он не имеет никакой — его власть отняла мирская сходка. Как след прежнего значения, осталось только то, что первостепенные фамилии оставили свое название некоторым абазехским обществам (хабль) и общинам (псухо). Так, например, община Берзек-хабль именуется по фамилии Берзеков, общество Джангет-хабль — по фамилии Джангетов и пр. Если вам есть что грузить тогда посмотрите вилочный погрузчик бу.
Положение несвободного класса (крестьян) то же, что у черкесов, управляемых князьями.
Население абазехов большое. Долины их речек битком набиты народом. В земле нет большого недостатка, но нет и большого излишка. Землей абазехи дорожат, и бывали примеры, что участки обработанной земли продавались.
До 1829 года народы, обитавшие на Черноморской береговой линии, натухайцы, шапсуги и абазехи, признавали над собой покровительство турецкого султана. Тогда к этим народам был занесен шариат. Гусейн-паша анапский деятельно старался о его распространении. Незадолго до начала последней турецкой войны 1828 года по предложению Гусейн-паши абазехи и шапсуги уничтожили у себя власть тляхотляжей, обязались не иметь у себя князей и судиться по шариату. С этого времени гражданское развитие получило некоторое движение вперед. Взаимные распри между народами исчезли; учреждены у абазехов народные суды (мегкеме) и ибары, т. е. общие народные собрания, о чем скажем ниже.
1 Общества эти перечислены выше (п. 1.10, с. 95). |
XVI. Народное собрание (за-уча). Черкесские общества искони управлялись своими мирскими сходками, или собраниями народа. Круг действия этих собраний был сообразен с потребностями обществ. Здесь разрешались споры о земле, вопросы о войне и мире.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.