Мухаммеда Кудутлинского, «что в его эпоху в Дагестане
Мухаммеда Кудутлинского, «что в его эпоху в Дагестане... между людьми тяжбы и преступления не разрешались по священному шариату, а большинство их решалось в судах по оставшимся от отцов и дедов законам в виде адатов (т.е. правовых норм адата. —В.Б.) и обычаев. По этому пово ду покойный (Мухаммед Кудутлинский. —В.Б.) сильно упрекал адат-ных судей и аксакалов и писал обличения на тему „Те, кто судит не по велениям Аллаха, суть братья идола”» {Алкадари: 1994, 152).Сопоставление средневековых арабских источников и полевых ма териалов, собранных в XX в., позволило дагестанским историкам и этнологам подвергнуть сомнению это утверждение (Агларов: 1988, 155). Источники прямо говорят, что начиная со средневековья у обра щенных в ислам жителей Нагорного Дагестана были свои суды (байт ал-карйа, байт ар-руаса) и судьи (руУаса укала). Они разбирали тяжбы как по обычному, так и по мусульманскому праву (Фа-инна ахл кура кил кад иттафаку ала хаза ар-расм: 1965, 85; Хаза каус
Место сбора старшин и судей (байт ар-руаса) в с. Микрахрасма цекал ва адати-хим: 1965, 110). Сфера применения того или другого со временем сильно менялась. Арабский историк и географ XIII в. Закария ал-Казвини описывает судопроизводство одного из культурных центров Южного Дагестана того времени — Цахура. По его словам, «есть у них имам-проповедник (хатиб) и судья по шариату (кади), который разбирает тяжбы по учению имама аш-Шафии (т.е. шафиитского толка, или мазхаба, мусульманского права.—В.Б.)» (Cazwini: 1848, 405).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.