Мугинского, Сюргинского и Цудахарского
Мугинского, Сюргинского и Цудахарского; существует, кроме того, особая система адатов, установленных между жителями Даргинского округа и соседних с ним частей Дагестана. В Бежидском округе различаются пять партикулярных систем адатов (без «общих» адатов, как в Даргинском округе) наибств Дидойского, Капучинского, Ан-цухского, Ухнадальского и Джурмутского; в некоторых наибствах, кроме того, существуют частные адаты в каждом обществе и ауле. В Гунибском округе (см. сборник адатов 60-х годов) действуют восемь систем адатов в наибствах — Куядинском, Араканском, Унцукульском, Чехском, Согратлинском, Телитлинском, Тлейсерухском и Гидатлинском, и притом почти в каждом наибстве существовали, кроме того, адаты особо по отдельным селам — здесь действительно: «Что деревня — то обычай». То же самое замечаем в Андийском округе: в нем действуют партикулярные адаты в каждой части округа — в наибстве Андийском, обществах Ункратльском, Чамалальском, Тиндальском и Хваршинском, наибствах Гумбетовском и Технуцальском; общие адаты наибств отличаются от частных адатов некоторых селений. В Кайтаго-Табасаранском округе существует семь систем адатов в отдельных магалах (наших волостях); но есть также частные адаты в селах. В одном Дагестане действовало в 60-х годах до 40 партикулярных систем обычного права; так что на всем Северном и Восточном Кавказе насчитывалось в то время более ста местных «прав», самостоятельно действовавших у различных кавказских племен и общин.
2 Только у одних дагестанских горцев мусульманский шариат получил право гражданства в древнее время, именно с VIII века. См. ниже о шариате.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.