Л.И.Лавров считал, что эта надпись «свидетельствует
Л.И.Лавров считал, что эта надпись «свидетельствует о дружест венном настроении цахуров к русским во время распространения русского влияния в Южном Дагестане» (Давров: 1968, ч. 2, 162; 1961, 181). На мой взгляд, такая интерпретация слишком категорич на. Можно с тем же основанием предположить, что джамаат Мишлеша, подобно Джаро-Белоканскому обществу, был разбит русскими войска ми, и тогда цахуры заключили с Россией договор о дружбе. Выражение джаалу ала-н~насара может также иметь значение: «уладили отноше ния, примирились с христианами». В пользу последней интерпретации говорит приведенный выше случай с султаном Елисуйским, владения которого граничили с Мишлешем. Интересно отметить, что, как и в приведенных выше документах, посредником между кавказскими мусульманами и Российской империей здесь также является джамаат, ханство или иное местное, пусть даже одноаульное политическое образование.Положение радикальным образом изменилось в 60-е годы XIX в., когда период вооруженного противостояния с Россией сменился че редой мирных, но не менее тяжелых для горцев реформ. Российские власти пришли к выводу о необходимости преобразования внутрен него устройства горского общества, поняв, что после победы над Шамилем нельзя более строить отношения с новыми мусульманскими подданными Страны по законам военного времени. Чтобы Дагестан и остальной Северный Кавказ действительно стали неотъемлемой частью империи, нужно было привязать горцев к России, приучить их к новым условиям существования. Эту задачу и должно было решить «устройство нашего управления.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.