КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И АВТОРОВЕДЕНИЕ


Тема: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И АВТОРОВЕДЕНИЕ

  1. Научные основы судебного почерковедения.

    Почерк определяют как характерную для каждого пишущего систему движений, с помощью которых выполняется рукопись.

    Формирование почерка, как правило, начинается в первые годы школьного обучения и заканчивается к 20-25 годам. Несмотря на то, что обучение проходит по единой методике и стандартным прописям, почерк каждого человека индивидуален, так как на него влияют анатомические, психофизиологические особенности и тип нервной системы обучающегося. Второе важное качество почерка – его устойчивость, которая связана с образованием и закреплением динамического стереотипа. “устойчивость почерка” заключает в себе двоякое содержание: а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных не одновременно, то есть их стереотипность; б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, то есть их сохраняемость.

    Устойчивость почерка относительна, поскольку на него постоянно воздействует ряд факторов: а) естественные изменения в процессе формирования почерка; б) возрастные особенности; в) необычные состояния пишущего (алкогольное или наркотическое опьянение, сильное душевное волнение и др.); г) различные заболевания пишущего (заболевания рук, органов зрения, центральной нервной системы и др.); д) необычные внешние условия письма (непривычный пишущий прибор, низкая температура, вертикальное расположение листа бумаги, необычная поза исполнителя и др.); е) установка (задача) пишущего, связанная со стремлением изменить по тем или иным причинам свой почерк. Если перечисленные нарушения не сопровождаются существенным изменением почерка, в исследуемых рукописях можно выявить достаточную совокупность идентификационных признаков и произвести отождествление исполнителя текста.

    На начальном этапе обучения письму, наряду с усвоением технических и графических навыков, у обучающегося развиваются орфографические и пунктуационные навыки, благодаря которым он может грамотно записывать диктуемые слова и предложения, а затем навыки лексические и морфологические, которые в совокупности с грамматическими навыками письма составляют основу письменной речи.

    Таким образом, идентификационные признаки письма подразделяются на признаки письменной речи, почерка и топографии письма.

  2. Идентификационные признаки письма.

    Признаки письменной речи.

    К признакам письменной речи относят: а) общий уровень грамотности; б) словарный запас пишущего; в) стиль изложения.

    Общий уровень грамотности определяется количеством и видом отобразившихся в письме морфологических, синтаксических, орфографических и пунктуационных ошибок. Уровень грамотности может быть низким, средним и высоким. При низком уровне грамотности в рукописи наблюдается большое число элементарных ошибок, знаки препинания отсутствуют. Средний уровень грамотности характеризуется наличием ошибок при правописании приставок, ошибок в падежных окончаниях, неправильной расстановкой знаков препинания и т.д. При высоком уровне грамотности встречаются лишь описки, ошибки в написании слов, подпадающих под исключения из правил, ошибки при написании иностранных слов.

    По словарному составу письменная речь может быть охарактеризована как: а) многообразная, с обширным словарным запасом; б) однообразная, с ограниченным словарным запасом. Анализируя в свете этой классификации рукопись, обращают внимание на наличие постоянно повторяемых слов или выражений (“понимаешь”, “значит” и т.д.), а также “слов-паразитов”, лишенных смысловой нагрузки. В рукописи могут встречаться архаизмы (устаревшие выражения), варваризмы (слова, взятые из другого языка), вульгаризмы (слова жаргонные или употребляемые в просторечии вместо литературного языка), профессионализмы (профессиональные термины), идиомы (слова и обороты из другого языка, не переводимые ни на какой другой язык) и др.

    Говоря о смысловых признаках письменной речи, имеют в виду стиль изложения (литературный, образный, просторечный, примитивный и т.д.), способ выражения основной мысли (содержания) документа (просьба, сообщение, требование), обоснованность требования, аргументацию, ясность и полноту изложения.

    Признаки почерка.

    Признаки почерка подразделяются на общие и частные. К общим признакам почерка относят: а) выработанность; б) общее строение; в) размер букв; г) наклон букв; д) связность; е) разгон; ж) общую интенсивность нажимов.

    Под выработанностью почерка понимают уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями.

    Темп письма определяют как быстрый, средний и медленный. В быстром темпе пишут люди, обладающие достаточно высокой степенью выработанности почерка. Темп можно менять. Однако лицо, обладающее маловыработанным почерком и выполняющее обычно рукопись в медленном темпе, не может придать своему письму быстрый темп. При выполнении рукописи в быстром темпе в буквах и словах наблюдается большое число соединений. Это и понятно, поскольку выполнение рукописи с большой скоростью требует связности движений, их непрерывности, как можно более редкого отрыва пишущего прибора от бумаги. Быстрому темпу свойственны обычно ровные штрихи и плавные закругления.

    В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный. Соответственно при малой степени выработанности в рукописи усматриваются медленный темп исполнения, низкая координация движений и еще меньшая устойчивость общих и частных признаков.

    Согласно классификации почерков по их строению все высоковыработанные почерки можно разделить на три большие группы – простые (прописные), упрощенные и усложненные. Почерк, близкий к общепринятым прописям, называют простым; упрощенным именуют почерк, когда в рукописях отсутствуют некоторые элементы букв, упрощено их выполнение по сравнению с прописями; усложненный почерк характеризуется тем, что буквам приданы элементы, отсутствующие в прописях, элементы, усложняющие выполнение букв. Разновидностью усложненного почерка является вычурный почерк.

    Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (свыше 5 мм).Размер букв – устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.

    Наклон букв зависит от положения их продольных осей по отношению к линии строки. В зависимости от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный, левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.

    Связность почерка зависит от способности пишущего выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги, т.е. непрерывно. Малая связность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя – от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая.

    Разгон почерка определяется шириной букв и расстоянием между ними по отношению к высоте букв. Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв, то почерк характеризуют как размашистый.

    Общая интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При малой интенсивности (слабый нажим) ширина основных штрихов букв равна ширине соединительных штрихов; при средней – основные штрихи вдвое больше по ширине, чем штрихи соединительные; когда ширина основных штрихов больше чем в два раза ширины соединительных, говорят о большой интенсивности (сильный нажим) штрихов.

    Частные признаки почерка. Под частными признаками подразумевают устойчивые особенности письменно-двигательного навыка при выполнении отдельных письменных знаков и их соединений.

    Несмотря на все многообразие, частные признаки почерка могут быть сгруппированы следующим образом:

  3. признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: а) левоокружное; б) правоокружное (при выполнении овалов и полуовалов); в) приводящее; г) отводящее;
  4. признаки соотношения движений: а) соотношение размера штриха в букве и букв в слове; б) соотношение верхних окончаний штрихов; в) соотношение нижних окончаний штрихов и т.д.;
  5. признаки локализации движений и иные их особенности: а) место начала движения при выполнении элемента буквы; б) место окончания движения; в) месторасположение нажима; г) форма и темп движения при выполнении начала и окончания штрихов; д) форма соединений штрихов; е) способ связывания элементов в букве и букв в слове.

    Топографические признаки.

    Под топографией письма понимается положение текста и его частей на бумаге. Топографические признаки письма подразделяются на несколько групп: 1) взаиморасположение обращения, основного текста, подписей, дат и т.п. и их размещение на листе относительно краев, разлиновки и граф; 2) наличие, локализация и особенности полей (их ширина, конфигурация); 3) способы выделения абзацев и величина отступов; 4) положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся) и форма линии письма (прямолинейная, дугообразная, выпуклая или вогнутая, извилистая и др.); 5) относительная величина интервалов между словами, частями текста и строками; 6) форма и расположение акцентирования, выделения слов, фраз (например, путем подчеркивания волнистой линией); 7) способ сокращения слов и нумерация страниц; 8) размещение знаков препинания относительно слов и разлиновки.

    В сочетании с признаками письменной речи и почерка топографические признаки письма имеют важное идентификационное значение.

  6. Признаки изменения почерка и подписи.

    Ранее говорилось о возможности непроизвольного изменения почерка в связи с различными объективными и субъективными причинами (возрастные изменения, стремление совершенствовать почерк, необычные условия письма и т.д.). Наряду с указанными причинами, которые могут быть названы естественными, нередко приходится сталкиваться с другим видом изменений почерка – изменениями искусственными.

    Искажение лицом собственного почерка может осуществляться различными способами: а) изменение при скорописном выполнении букв; б) изменение с помощью медленного письма; в) изменение с подражанием буквам печатной формы или стилизованному письму; г) изменение с подражанием почерку другого лица; д) выполнение рукописи левой рукой.

    При скорописном варианте выполнения рукописи изменения обычно касаются формы букв (в сторону их упрощения), наклона осей букв как наиболее легко поддающихся изменению признаков. В такой рукописи наблюдается снижение координации движений, выработанности и связности почерка.

    При искажении почерка путем замедления темпа письма исполнитель практически вырисовывает буквы отдельными медленными движениями. Замедление темпа приводит к уменьшению связности, соединения становятся отрывистыми, угловатыми, вместо слитых соединений начинают превалировать соединения примыкающие.

    При умышленном изменении почерка буквы могут выполняться с подражанием печатным формам или какому-либо стилизованному шрифту, например чертежному. В этом случае признаки обычной скорописи могут проявляться в результате ослабления самоконтроля пишущего, его утомления или убыстрения темпа письма.

    Умышленное изменение почерка может быть сопряжено с имитацией почерка другого лица. Копирование размера, формы и других особенностей буквенных знаков возможно лишь при значительном снижении темпа письма. Поэтому в поддельной рукописи неизбежно проявляются признаки замедленного письма. При сравнении такой рукописи с рукописью подлинной, т.е. выполненной лицом, почерку которого подражали, удается устанавливать различия как частных, так и общих признаков.

    Маскировка своего почерка может осуществляться путем выполнения рукописи левой рукой (для правши). В рукописи, выполненной левой рукой, обычно видны следы замедленного движения, различие в величине букв, различные наклоны букв в одном и том же тексте. Разгон и связность уменьшены, вместо плавных соединений элементов в буквах и букв в словах наблюдаются угловатые соединения. Буквы и слова располагаются по линии строки неравномерно, наблюдается резкое различие в ширине полей, неравномерность строк и т.д. Левоокружные элементы при выполнении букв заменяются правоокружными (зеркальность). Характерны частые, не оправданные по смыслу текста остановки, отрыв пишущего прибора от бумаги.

  7. Почерковедческая экспертиза.

    Почерковедческая экспертиза включает в себя пять этапов. Первый этап – это подготовка материалов для экспертизы. Прежде чем подготавливать сравнительные материалы, необходимо осмотреть и предварительно исследовать направляемый на экспертизу документ. При осмотре могут быть выявлены признаки, свидетельствующие об умышленных искажениях, маскировке или имитации почерка. Эти обстоятельства могут быть уточнены при допросе подозреваемого и должны быть учтены при подборе сравнительных образцов.

    Сравнительные образцы могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными.

    Свободные образцы должны быть достоверными, т.е. несомненно выполненными конкретным лицом, соответствовать исследуемому документу по времени написания, по языку, назначению (виду) документа. При получении экспериментальных образцов необходимо использовать аналогичные пишущий прибор, бумагу, чернила, по возможности воссоздать те условия, в которых мог быть написан исследуемый текст: позу, освещение, наличие или отсутствие у пишущего очков и др. Кроме того, следует отобрать экспериментальные образцы и в обычных условиях письма. До начала получения образцов нужно подготовить текст, чтобы он содержал большинство слов исследуемого документа, а затем продиктовать его предполагаемому исполнителю.

    Далее следователь формулирует вопросы, которые можно подразделить на вопросы идентификационного характера и неидентификационного характера.

    К первой категории относятся следующие:

    А) Выполнен ли текст данным лицом?

    Б) Выполнены ли все части документа одним лицом или разными лицами?

    В) Если различные части документа выполнены разными лицами, то выполнены ли определенные фрагменты таким-то лицом?

    Г) Написаны ли тексты нескольких документов одним лицом?

    Д) Выполнена ли подпись от имени определенного лица на документе самим лицом, если нет, то не выполнена ли она таким-то лицом?

    Вопросы, относящиеся к неидентификационным исследованиям почерка, в каждом конкретном случае будут несколько видоизменяться в зависимости от обстоятельств дела. Это может быть установление факта письма в необычных условиях, при необычном состоянии писавшего, установление одновременности выполнения фрагментов рукописи данным лицом, установление давности выполнения рукописи, определение пола, возраста и других сведений об исполнителе по рукописному тексту и др. Следует заметить, что перечисленные выше обстоятельства могут быть установлены далеко не во всех случаях.

    Работа почерковеда начинается с экспертного осмотра представленных документов. При осмотре эксперт прежде всего уточняет, какие материалы представлены на экспертизу, соответствуют ли они тем, что перечислены в постановлении, правильно ли они процессуально оформлены, в каком состоянии поступили, пригодны ли для идентификации, достаточно ли сравнительных материалов, правильно и точно ли сформулированы вопросы. При осмотре сравнительного материала проверяется достоверность образцов, их достаточность, соответствие образцов характеру спорного документа.

    Раздельное исследование объектов, поступивших на экспертизу, состоит в выявлении и изучении идентификационных признаков почерка каждого объекта. Они исследуются с учетом их частоты встречаемости, устойчивости и вариационности. В процессе раздельного исследования составляются так называемые разработки почерка каждого объекта. Первая разработка посвящается общим признакам почерка. На листе бумаги с левой стороны пишутся общие признаки почерка. Затем оставшаяся часть листа делится на графы по количеству исследуемых объектов.

    Затем изучаются частные признаки почерка, которые отражаются в алфавитной разработке. Она представляет собой таблицу, состоящую из нескольких граф. В левой крайней графе указываются буквы алфавита, в следующей воспроизводятся все варианты каждой буквы с обозначением частных признаков, выявленных в исследуемой рукописи, в остальных – выявленные в образцах.

    При сравнительном исследовании каждый обнаруженный признак почерка в рукописи сопоставляется с соответствующим признаком в образцах. Сначала сравниваются общие признаки, затем частные.

    Завершающая стадия экспертизы – оценка выявленной совокупности признаков и формулирование выводов эксперта. Для обоснования категорического положительного вывода об исполнении рукописи конкретным лицом необходимо, чтобы выявленная совокупность совпадающих признаков была достаточной, а сами признаки правильно оценены. Оценка зависит от устойчивости признаков, их относительной самостоятельности, частоты встречаемости, отсутствия существенно различающихся признаков между сравниваемыми объектами. В заключении на основании качественной и количественной оценки признаков эксперт отмечает, что совпадающие (или различающиеся) признаки устойчивы и образуют достаточную индивидуальную совокупность.

    В результате почерковедческого исследования возможны три вывода: 1) положительный категорический, когда эксперт утверждает, что исследуемая рукопись (подпись) выполнена конкретным лицом; 2) отрицательный категорический, когда эксперт приходит к заключению о том, что данное лицо не исполняло рукопись (подпись); 3) вывод о невозможности дачи заключения вследствие недоброкачественности и непригодности или недостаточности материалов для идентификации.

Метки текущей записи:
, , , , , ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 111 | 0,345 сек
Память: 10.59MB