Концепция «чистого искусства»
Закончить разговор о структурализме хочется словами канадского профессора Ж. Э. Блэ, который пишет о французских структуралистах: «Из программ структуралистов изгнаны именно история и чувство ответственности за культуру, возлагаемое историей на каждое поколение… Творческая мысль, идея… забыта ради системы, которая хочет занять место мысли, убитой ею. Метод становится своим содержанием».
Концепция «чистого искусства», как об этом ясно говорит ее название, снимает вопрос об ответственности за последствия художественного творчества. Сфера последнего превращается в нечто изолированное от общества, цитадель, стоящую далеко в стороне от социальных бурь. Творцы указанной концепции пытались доказать, что ни искусство ничем не обязано обществу, ни общество – искусству. Лучше-де для обоих не вмешиваться в дела друг друга. Конечно, публика может благоговейно созерцать то, что создает неподвластный никакому контролю и влиянию гений художника, но не ее дело указывать ему или требовать от него. Художник – и только он – знает, что такое искусство и как создаются шедевры. Разумеется, в эту священную обитель, именуемую то ли «башней из слоновой кости», то ли как-то иначе, допускаются отдельные избранные эстеты, тонкие ценители прекрасного, но и то лишь для того, чтобы воскурить фимиам ее обитателям.
Практика, однако, не знает таких неприступных крепостей, сооруженных на страницах книг теоретиками «чистого искусства». И главное – в реальной жизни, в идеологической борьбе концепции «чистого искусства» давно уже используются против реалистического искусства, и этим самым его сторонники берут на себя прямую ответственность за распространение «безответственного искусства».
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.