К.Сержпуговский, проехавший по Нагорному Дагестану
К.Сержпуговский, проехавший по Нагорному Дагестану в начале XX в. По его словам, «месть про должается иногда многие годы; от нее погибают не только семьи, но нередко целые селения» (Сержпуговский: 1916, 288-289).На практике в большинстве случаев кровная месть сдерживалась так называемой системой композиций — натуральных или денежных штрафов согласно нормам обычного права. По словам большого зна тока адыгского быта Л.Я.Люлье, «у горцев кровомщение не есть не обузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, тре бованием крови за кровь» (Дюлъе: 1859, 40). Бежтинская пословица гласит: «Гье гъейд боцЬна бахъаас» (букв. «Кровь кровью не смывает ся») {Дугуев, Магомедов: 1994, 144). В некоторых обществах сущест вовали правила, по которым кровомщение ограничивалось восемью поколениями по прямой отцовской линии родства (например, в с. Ку-бачи) {Агларов: 1988, 130). Однако чеченцы, например, говорили: «Мы кровь своих убитых не продаем» (Даудаев: 1872, 25-26).Гидатлинские адаты XV-XVII вв. и большинство других сводов норм обычного права позднесредневекового Дагестана устанавливают в воз мещение за убийство, увечье или тяжкое оскорбление (например, изнасилование жены, прелюбодеяние) не талион, а цену крови (дият; алым) (Гидатлинские адаты: 1957, 14-21; Дагестанские исторические сочинения: 1993, 98, 144). Сохранилось немало договоров между разными обществами об унификации этого штрафа (Гидатлинские адаты: 1957, 32-33, 34-35, 38-39; Из истории права: 1968, 222, 224, 226, 231-232; Хрестоматия по истории права и государства Дагестана: 1999, I, 32, 47-48, 49-53, 72-73, 74, 89-90, 98-99, 101-102; мечетный архив с.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.