История политических учений. Российская политическая традиция и современные политические школы
Лекция 3. История политических учений. Российская политическая традиция и современные политические школы.
1. История политических учений (до XX века).
2. Российская политическая мысль.
3. Современные политологические школы (XX – начало XXI века)
1. История политических учений.
История политической мысли – один из важнейших разделов политической науки и представляет собой совокупность идей, воззрений, концепций и теорий о политике и политических отношениях, выработанных человечеством на протяжении многих столетий. Предмет политики заключает в себя отношение общества и индивида по поводу власти. Взаимная зависимость и противопоставление субъектов политических отношений усложняют и обогащают политику, а сам ее термин становится многомерным.
Становление политики как социального института и автономной сферы человеческой деятельности непосредственно связано с возникновением и развитием государства, борьбой различных политических сил за государственную власть, ее завоевание, удержание и использование. В связи с этим появилась настоятельная необходимость отслеживать, анализировать политические процессы и явления, прогнозировать их развитие, ибо от этого стало все больше зависеть положение дел в обществе, состояние экономики и жизни людей, перспективы развития. Все это послужило причиной возникновения и развития политической мысли.
Политическая мысль – от представлений, возникших в Древнем мире во втором тысячелетии до нашей эры, до стройных систем XIX века – это фундаментальное знание, на основе которого в XX веке возникла политическая наука.
Своим происхождением политическая наука обязана трем факторам:
во-первых, накопленным знанием в русле истории политической мысли и оформленным в виде многочисленных доктрин и учений;
во-вторых, постепенным превращением политики в автономную и профессиональную сферу деятельности;
в-третьих, появлением потребности со стороны государства и общества в организации и проведении глубоких и полномасштабных научных исследований политических феноменов.
Сегодня в рамках изучения истории политических учений широкое признание получил парадигматический подход. Сам термин «парадигма» в политологии представляет собой логическую, мыслительную модель постановки и решения познавательной проблемы, объяснения сущности характеристик политики при воздействии на нее различных факторов.
Политическая парадигма – это подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, позволяющих создавать целостную картину политического мира.
Американский ученый Т. Кун предложил рассматривать научный процесс как радикальную смену парадигмальных подходов. Согласно Куну, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы, соответствующие,
с одной стороны, основным этапам развития человеческого общества (античность, средневековье, Новое время, Новейшее время);
с другой стороны, в зависимости от использования того или иного критерия, объясняющего природу (или источник) политики. Таковыми источниками, определяющими природу политики и сущность всего политического мира, являются:
- Бог (теологическая парадигма);
- природа, в том числе природа человека (натуралистическая парадигма);
- общество в целом и отдельные его элементы: право, экономика, власть, этика, религия и т.д. (социальная парадигма);
- противоречие и конфликт (рационально-критическая парадигма).
Цивилизационно-этическую парадигму разработали древнегреческие мыслители. Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полис». Полисами именовались в Древней Греции города – государства, а политика подразумевала искусство управления полисом. В центре внимания политических мыслителей был вопрос о сохранении целостности полиса, его гармонии, противостоящей хаосу. Заниматься политикой, т.е. участвовать в управлении полисом могли только свободные граждане. Рабы и люди, имеющие иноземное происхождение, не имели гражданских прав, в том числе права участвовать в управлении государством.
Основная проблема – устройство полиса, через которое реализуется идея блага. Космос и полис сопряжены, подобны друг другу, в тоже время они и различны. Жизнь полиса обусловлена влиянием «фюзиса» и «номоса». Фюзис – это божественный закон, характеристика устойчивого порядка в космосе, начала движения, это природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает человеческий закон, характеризующий становление и состояние общества, приходящее творение человека. Проблема политики вытекает из противопоставления фюзиса и номоса, её сформировали софисты (V век до н.э.): Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Продик с Кеоса, Гиппий из Элиды.
Софисты были первыми просветителями греков, они дали грекам образование в том смысле, что привили им мысль: убеждения человека должны быть приобретены свободной мыслью. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой – противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека. Номос, в противоположность фюзису, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство является результатом политического искусства людей. В основе договора людей лежат законы как результат соглашения, но они могут быть либо совершенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.
Ключевыми фигурами в истории древнегреческой политической мысли являются Платон
(427-347 гг. до н.э.) и Аристотель
(384-322 гг. до н.э.). Свои политические воззрения Платон изложил в трактатах «Государство»,
«Законы»,
«Политика».
По Платону политика есть «царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми». Платон создает учение о государстве, нравственной основой которого, по его мнению, является решение проблемы справедливости. Справедливость им объясняется как воздаяние каждому должного. Справедливость – это мудрость и добродетель. Он развивает идеи об идеальном государстве.
По Платону идеальное государство должно состоять из трех сословий:
- мудрецов (философов), являющихся одновременно правителями
- стражей (воинов), призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов
- народа (демоса), т.е. ремесленников, земледельцев
Каждому из этих сословий должна соответствовать своя добродетель:
У философов – мудрость
У воинов – мужество
У демоса – благоразумие (власть над вожделениями)
Исходя из критерия справедливости, Платон различал:
- правильные формы государства
(монархия и аристократия)
- неправильные формы государства
(тимократия, олигархия, демократия, тирания)
1) Тимократия (дословно – власть честолюбцев; тимос – гордыня, ярость, честолюбие). Это государство где правит военное сословие, точнее, военная аристократия. Воины имеют своё представление о чести, они обладают личной доблестью и мужеством. Однако правят они не во благо народа, а для удовлетворения своего тщеславия, честолюбия. Их цель не воспитание в себе и своих подданных добродетели, а прославление себя военными подвигами. Со временем, однако, военная аристократия обогащается и превращается в олигархию.
2) Олигархия – власть богатого меньшинства на бедным большинством. В таком государстве существуют два непримиримых лагеря – богатые и бедные. Олигархи используют власть для ещё большего обогащения. Поэтому богатые становятся ещё богаче, а бедные – беднеют. Но рано или поздно народ сбрасывает олигархов и устанавливает демократию.
3) Демократия – власть необразованного и безнравственного большинства (демоса). Это ещё хуже олигархии. Борьбу за власть ведут несколько политических группировок во главе со своими лидерами – демагогами (демагог, дословно, «ведущий за собой народ»). Демагоги потакают низменным инстинктам толпы вместо того, чтобы вести народ по пути нравственного совершенствования. Толпа используется для расправы над политическими противниками. Демагоги лицемерят, лгут, интригуют, подличают. Так продолжается до тех пор, пока один из демагогов не одержит окончательной победы и не превратиться в тирана.
4) Тирания – бесконтрольная власть одного. Это наихудшая форма правления, при которой подданные фактически являются рабами тирана. Тиран приближает к себе серых и бездарных людей, а ярких и талантливых уничтожает или изгоняет, так как боится сравнения с ними.
Политические идеи Платона получили продолжение и развитие в творчестве Аристотеля (основная его работа – трактат «Политика»). По Аристотелю, политика и полис есть особого рода общение людей.
Аристотель выделял несколько видов общения:
семья – простейшее общение
селение – общение несколько семей;
государство – общение нескольких селений, достигших самодовлеющего состояния.
Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества. Другими словами, цель политики – справедливое общество и общее благо.
Государство – продукт естественного развития и потому оно является результатом длительной эволюции человека и общества. Аристотель проводит собственную типологию форм государственного устройства, в зависимости от целей политики. Он различает
правильное государство, когда преследуется общее благо, и неправильное – когда преследуются частные интересы и цели правителей:
Власть |
одного |
немногих |
многих |
правильное государство |
монархия |
аристократия |
полития |
неправильное государство |
тирания |
олигархия |
демократия |
Среди правильных форм государства Аристотель выделяет «политию». В отличие от монархии и демократии полития – это средняя форма государства, в котором «средний» элемент присутствует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.
Различные формы правления, по Аристотелю, могут претерпевать кризисы и изменения. В основе этих изменений лежит нравственная порча. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания – демократией. Демократия – это тупик общественного развития. Воспитание не может быть средством стабилизации общества, поскольку большая часть населения не имеет досуга для образования. Выходом может быть только такое соединение элементов полиса, которое создавало бы равновесие сил и интересов целого.
Теологическая парадигма развивалась в рамках истории политической мысли средневековья. Ее своеобразие и характеристика обусловлены господствующим влиянием христианской религии и римской католической церкви.
Политические учения средневековья имели по преимуществу характер политической теологии, что означало объяснение политики с позиций священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с Богом. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Церковь ставит свои притязания выше притязаний государства, и это конфликт между истинностью церкви и претензий государства на легитимность определил дальнейшее развитие Европы. Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения души в земной жизни. Теологическая парадигма развивает проблематику власти. Основной ее постулат – всякая власть от Бога.
Наиболее яркими представителями теологической парадигмы были Августин Блаженный (354-430 гг.) Фома Аквинский (1225-1274 гг.).
Августин в своем основном труде «О граде Божьем» противопоставляет два мира: град Божий и град Земной. Человек становится гражданином этих двух миров, в которых его жизнь характеризуется двумя видами любви. «Чистая любовь к Богу до забвения себя» порождает град Божий, «любовь к себе до забвения Бога» относится к граду Земному. Граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха. Граждан земного града, напротив, рождает испорченная грехом природа. Олицетворением града Божьего является церковь, града Земного – государство. Политическое учение Августина – это учение о системе господства, в котором государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и общества.
Фома Аквинский свои политические воззрения изложил в сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей». В его учении человек и государство органично вписаны в универсальный божественный порядок мира, воспринимаемый людьми в форме закона. Человек повинуется Богу, но должен ли он повиноваться другому человеку и в каких пределах? Власть происходит от бога. Злоупотребление властью лишает человека ее блага. И если она дана людям в наказание, то и незаконное ее приобретение и ее потеря происходят от Бога. Фома Аквинский допускает восстание против тирана, если власть им добыта путем насилия или обмана. Легитимность власти им ставится в зависимости от соблюдения права и законов. От Бога происходит только общий порядок, а не конкретная форма и принадлежность определенному лицу.
Национально-экономическая парадигма получила становление и развитие в эпоху Возрождения, Реформации и Новое время, а также нашла свое отражение в ряде социально-политических, натуралистических, рационально-критических учениях и теориях. В основу новых теоретических подходов легли идеи гуманизма и рационализма.
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский политический мыслитель. В своих работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других поставил вопрос о переориентации политической мысли на политическую практику, заложил научный подход, обосновал принципы политического реализма. Его метод основан на прагматическом и утилитарном подходе к политике: наука должна постигать истинное положение дел, а не рассматривать воображаемые ситуации.
Макиавелли ввел в широкий научный оборот термин «stato» – государство, под которым он понимал организованную определенным образом политическую власть и соответствующий ей конкретный вид государственного правления. Происхождение государства он связывает с эгоистической природой человека. Возникновение государства есть дело рук человеческих и Бог здесь не причем.
Единовластие, по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а для поддержания государственной власти лучшим является республиканское правление.
Макиавелли рисует образ правителя и определяет требования, которым должен отвечать государь. Он должен иметь силу льва и хитрость лисицы, стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили. В гражданских делах государь должен быть скорее скуп, нежели щедр. Его изречение: цель оправдывает средства. Государь не должен бояться прибегать к различным методам для достижения поставленной цели – сохранения единства государства и верности подданных. Творческое наследие Н. Макиавелли в современной науке получило название «макиавеллизм», по-прежнему привлекает к себе внимание и является предметом широких научных дискуссий.
Важный вклад в развитие теории государства внес французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Его основной труд: «Шесть книг о государстве». Он первым выдвинул и обосновал идею государственного суверенитета как существенного признака государства: верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в мире во взаимоотношениях с другими государствами.
Политическая мысль Нового времени обогатилась новыми теориями, в том числе:
- теория естественного права
- теория общественного договора
- теория разделения властей
- теория гражданского общества
и другие.
Начало разработке теорий естественного права и общественного договора положил голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645 гг.). Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом и обусловлено естественной природой человека. Оно глубоко укоренено в поведении и деятельности людей и не может быть изменено даже самим Богом.
Дальнейшее развитее эти теории получили в трудах английского философа и мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.): «О гражданине», «Левиафан», «О человеке».
В истории человеческого общества Гоббс различал две стадии (или состояния):
– естественное
– государственно-гражданское
В естественном состоянии общество выступает как совокупность людей, свободных и равных между собой по физическим и умственным способностям. Равенство способностей и свобода каждого определяют равенство прав всех людей, но характеризуется отсутствием отношений собственности. Но в общении друг с другом люди ищут лишь выгоду, почет. Руководствуясь эгоистическими интересами, они часто вредят друг другу и вступают в жестокую борьбу между собой – «война всех против всех». Подобная война приводит к заключению общественного договора в силу невыносимости существования людей в естественном состоянии.
Так из договора «всех со всеми», появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище), имя его – государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Государственная власть Гоббсом характеризуется как абсолютная и безусловная, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане.
Джон Локк (1632-1704 гг.), основоположник классического буржуазного либерализма, продолжил развитие теории естественного права и идей конституционализма. Он иначе, чем Гоббс, толковал естественное состояние общества: людей характеризовал равными, свободными и независимыми, отрицал состояние враждебности и «войны всех против всех». Локк утверждал, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединяются в политическое и гражданское общество. Такого рода общество и есть государство с его аппаратом, государственными органами и чиновниками. Локк выступил против утверждения Гоббса об абсолютном господстве государства над своими подданными. Государство создается ими на основе общественного договора, не для того, чтобы граждане делегировали ему свои права и свободы, а для того, чтобы защитить эти естественные права и свободы.
В книге «Два трактата о государственном правлении» Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Высшая из них является законодательная власть и осуществляется парламентом; исполнительная власть, куда он относит судебную власть, осуществляется судом и армией и обязана исполнять законы; к федеративной власти Локк относил сферу внешней политики, которая должна осуществляться королем и его министрами.
Французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.) продолжил разработку проблем либерализма, начатую Дж. Локком. Он обосновал необходимость политической и иной свободы не только для буржуазии как класса предпринимателей (что было у Локка), а для всего народа, поэтому его взгляды можно характеризовать как либерально-демократические. В своем фундаментальном труде «О духе законов» Монтескье всесторонне обосновал роль права и законодательства в регулировании отношений между людьми в различных сферах жизни, в том числе и функционировании государства.
Монтескьё по-новому изложил принципы разделения властей:
во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения власти;
во-вторых, он включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы и ввел принцип независимости судей;
в-третьих, развил положение о соединении республиканского правления с федерализмом, фактически обосновал идею разграничения центральной (федеральной) и местной (муниципальной) властей.
Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский мыслитель, свои политические взгляды изложил в работах «О естественном состоянии», «О причинах неравенства», «Общественный договор». По мнению Руссо, присущая естественному состоянию людей гармония в их отношениях нарушается появлением неравенства.
Руссо различал два рода неравенства:
- физическое (связанное с различными способностями людей)
- моральное (или политическое), проявляющееся в их отношениях друг к другу.
Последнее есть, по сути, социальное неравенство появившееся в результате возникновения частной собственности на землю и другие средства производства. Вершиной его теоретического творчества стало учение об общественном договоре. Он считал возможным, в отличие от Гоббса, Локка, заключение общественного договора между представителями самого народа, в результате которого каждый гражданин оставался свободным и пользовался соответствующими политическими правами.
Объединившись на основе общественного договора, люди выступают как единое «политическое целое» с их «общей волей» и общими интересами. Руссо выдвинул концепцию народного суверенитета, согласно которой всей полнотой власти обладает весь народ и тем самым он выступает «верховным сувереном». По утверждению Руссо, народный суверенитет, проявляющийся как «верховная власть», «никогда не может отчуждаться».
Георг Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий философ и мыслитель. В рамках своей «философии права» он разрабатывает категории «государство» и «гражданское общество». Он различал политическое государство и гражданское общество, последнее определяет как внегосударственную сферу реализации частных интересов граждан. Гражданское общество как бы занимает промежуточное положение между семьей и государством. Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц. «В гражданском обществе каждый для себя – это цель, все остальное для него ничто». Это, прежде всего, общество частных собственников. Частная собственность есть основа, фундамент гражданского общества, при ее отсутствии говорить о гражданском обществе не приходится.
2. Российская политическая мысль
Возникновение русской политической мысли непосредственно связано с развитием государственности в Киевской Руси. На процесс формирования древнерусской государственности, а также становление политических учений оказал влияние целый ряд духовных, исторических, географических и социально-экономических причин и факторов:
Во-первых, это географическое положение. Возникнув изначально в Восточной Европе, русское государство в последующие столетия прирастало территориями, преимущественно, в восточном направлении, что привело к формированию евразийского политического пространства, ставшего колыбелью великой цивилизации. Своеобразие русской земли, природно-климатические условия наложили свой отпечаток на развитие русской политической мысли.
Во-вторых, такие политические факторы как феодальная раздробленность, ордынское иго и ряд других стали причинами социально-экономического отставания Руси от передовых стран средневековья. Это также наложило отпечаток на специфику русской политической мысли.
В-третьих, духовными источниками формирования древнерусской политической мысли послужили:
1) наличие дохристианского, языческого идейного потенциала;
2) крещение Руси и заимствование византийских культурных традиций.
Вместе с тем с самого начала русская политическая мысль испытывала влияние и Западно-христианских политических идей. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром.
Основные этапы развития Российской политической мысли:
- политическая мысль Киевской Руси и периода раздробленности (IX-XV вв.)
- политическая мысль Московского государства (XVI-XVII вв.)
- политическая мысль периода империи (XVIII -нач. XX вв.)
- советский период (1917-1991 гг.)
- новейший период (с 1992 года по настоящее время).
Истоки письменной политической мысли Древней Руси нисходят к IX-XII вв., это:
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (1049 г.),
«Повесть временных лет» Нестор (1113 г.),
«Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.),
«Моление Даниила Заточника».
Поиск смысла исторического бытия русского народа, вопросы происхождения государства и его назначение, характера великокняжеской власти, взаимоотношений церкви и государства, единства русских земель становятся предметом «древнего любомудрия» и содержанием первых политических летописных трактатов.
В период Московского государства русская политическая мысль наполняется новым содержанием – генерирует новые политические идеи, в том числе обосновывается право московских царей на неограниченную самодержавную власть (сочинения Ивана Грозного и его переписка с А.М. Курбским), выдвигается идея великодержавности (концепция «Москва – Третий Рим»), идея патерналистского правления и другие.
Во второй половине XVII века прослеживается тенденция к установлению абсолютной монархии. Проблема власти становится предметом специального наблюдения и анализа: С. Полоцкий, Ю. Крижанич, А. Ордин-Нащокин.
Юрий Крижанич (1617-1683 гг.) – хорватско-русский общественно-политический деятель. Он прожил в России 17 лет под именем Юрия Сербенина (из них 15 лет в ссылке в г. Тобольске). В своём трактате «Политика», он обосновал идеи просвещенного самодержавия («совершенного самовладства»), видя в нем оптимальную форму правления для России: государь – просвещенный монарх и обеспокоен, прежде всего, благом народа, а гарантией является принятие законов, обязательных и для народа, и для правителей.
Реформы Петра I, связанные с европеизацией российского общества, превращение России в империю, требовали идеологического обоснования. Феофан Прокопович (1682-1736 гг.), используя теорию общественного договора, обосновывает идею ничем не ограниченной самодержавной власти, т.е. выдвигает патерналистско-бюрократическую модель неограниченной монархии.
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), историк и государственный деятель, доказывает, что для России в силу ее больших пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа возможно лишь абсолютное «самовластие».
Со второй половины XVIII века в России начинают складываться классические направления в российской политической мысли:
- консервативное
- либеральное
- радикальное (революционно-демократическое).
Консервативное направление.
Основные представители: М.М. Щербатов (1733-1790), Н.М. Карамзин (1766-1826), Н.Я. Данилевский (1822-1885), К.Н. Леонтьев (1831-1891), К.П. Победоносцев (1827-1907), Л.А. Тихомиров (1852-1923).
М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества. Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель – строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление есть гарант единства общества и его благополучия. В 1811 году в «Записке о древней и новой России» Карамзин резко критикует либеральные реформы, а также здесь он сформулировал классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охранительной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости».
Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871 г.) на основе разработанной им теории о культурно-исторических типах обосновывает идеи о принципиальном расхождении Европы и России. Сходные с ним высказывает идеи К.Н. Леонтьев: обосновывая византийские истоки русской цивилизации, он предостерегает Россию от следования «отвратительному пути», по которому пошла Европа.
По мнению Леонтьева, всякое развитие, прогресс, представляет собой триединый процесс:
а) первоначальной простоты;
б) цветущей сложности;
в) смесительного упрощения.
На последнем этапе появляются признаки распада, разложения. Именно подобное состояние переживает Европа. От разрушительного влияния Запада Россию ограждает православие.
К.П. Победоносцев обосновывает гибельность европейского пути для России в книге «Великая ложь нашего времени». Ложной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не отражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.
Л.А. Тихомиров в трактате «Монархическая государственность» подверг критике демократию как самого страшного, по его мнению, вида деспотизма.
При всем разнообразии подходов и концепций можно выделить ряд общих признаков и черт, характеризующих российскую консервативную мысль:
- провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного пути;
- признание необходимости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;
- критика парламентаризма (представительная власть есть отчуждение власти от народа, а парламент – «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета – самые лживые из политических идей);
- религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;
- сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;
- высшая нравственная задача личности – служение общему благу, выразителем которого является государство.
Либеральное направление.
Основные представители: М.М. Сперанский (1772-1839), П.Я. Чаадаев (1794-1856), Б.Н. Чичерин (1828-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), Н.М. Коркунов (1853-1904), В.С. Соловьев (1853-1900), П.Н. Милюков (1859-1943), Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), П.И. Новгородцев (1864-1924), Л.И. Петражицкий (1867-1931), Б.А. Кистяковский (1868-1920), С.И. Гессен (1887-1950) и другие.
Главная отличительная черта либерализма – признание верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества.
М.М. Сперанского по праву считают основателем либеральной политико-правовой традиции. В работе «Введение к Уложению государственных законов» (1809) Сперанский один из первых отечественных политических мыслителей выдвинул и обосновал идеи правового государства, разделения властей, конституционного ограничения самодержавия, не реализованные при его жизни, но в последующем они стали основой для либеральных реформ Александра II.
П.Я. Чаадаев, стоявший у истоков российского западничества, в своем первом письме из его сочинений «Философические письма», опубликованном в журнале «Телескоп» (1836) резко критически оценивал прошлое и настоящее России. По его мнению, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства, католицизма («замкнулась в своей религиозной обособленности, и ничего из происходящего в Европе не достигало до нас»).
Б.Н. Чичерин считается основателем русского либерализма. В своих книгах «История политических учений» (пять томов), «Курс государственной науки», «О народном представительстве» и других он изложил свое понимание политики как науки искусства, дал глубокое токование истории политической мысли, обосновал свою концепцию государства, политических прав и свобод граждан. По его мнению, государство есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага.
Основными элементами государства, по мнению Чичерина, являются:
1) власть;
2) закон;
3) свобода;
4) общая цель.
Цель государства – гармоничное сочетание всех элементов общежития и руководство общими интересами для достижения общего блага.
В.С. Соловьев в своей «философии всеединства» ставит вопрос о смысле существования России в составе мирового сообщества, во всемирной истории. Ее историческая миссия состоит в том, чтобы духовно объединить христианские страны и способствовать созданию вселенского теократического государства. Соловьев призывал покончить с высокомерным отношением к Западу, вернуть взаимопонимание и наладить сотрудничество на основе общих христианских ценностей: преображения жизни, ее разумного самоограничения, развития общественной свободы, служения идеалам добра и справедливости.
Н.М. Коркунов определяет государство как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком». При этом право принуждения в данном союзе представляется только органам государства, которые и создают указанный порядок. В работе «Русское государственное право» Коркунов также рассматривает государство как «юридическое отношение», субъектом которого являются «личности, составляющие государство», а объектом – сама государственная власть, используемая субъектом для осуществления своих интересов.
Г.Ф. Шершеневич определяет государство как «Союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». В работе «Общее учение о государстве и праве» он выделяет в государственной власти следующие признаки:
1) независимость по отношению к другим государствам;
2) верховенство внутри страны;
3) неограниченность (отсутствие иной власти, которая могла бы её ограничить);
4) неделимость (двух высших властей не может быть).
Таким образом, Шершеневич отвергает теорию разделения власти: трех равных по силе властей (законодательной, исполнительной, судебной) существовать не может. Та, которая в действительности оказывается более сильной, и будет настоящей властью, а остальные подчиняются ей. «Законодательство, управление и суд», по мнению Шершеневича, – это не три власти, а формы проявления единой государственной власти (или три её функции).
П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен развивают идеи социального либерализма. Отталкиваясь от классических принципов правового государства, сторонники социального либерализма обосновали необходимость его превращения в «социальное» государство, в такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы.
Радикальное (революционно-демократическое) направление.
Это направление российской политической мысли охватывает широкий спектр мировоззренческих, идеологических, методологических и других подходов, объясняющих социальный мир, но их объединяет выбор революционных методов борьбы и радикальных мер преобразования этого мира.
А.Н. Радищева (1749-1802 гг.) принято считать основателем революционного просветительства. Он изложил свои взгляды в трактате «Путешествие из Петербурга в Москву».
В первой четверти XIX века радикальные теории и методы переустройства российского общества были предложены «декабристами».
П.И. Пестель (1793-1826) изложил свои республиканские взгляды в работах «Конституция. Государственный завет» и «Русская правда», ставшая официальной программой Южного общества декабристов.
Н.М. Муравьев (1795-1843), автор официальной программы Северного общества декабристов.
Они оба (Пестель и Муравьёв) выступали за свержение самодержавия, отмену крепостного права. Пестель выступал за ликвидацию всех сословных перегородок, установление «единого сословия – гражданского», замену монархии республиканской формой правления. Муравьев, занимая более умеренные позиции, выступал за установление в России конституционной монархии, которая основывается на трех принципах: суверенитет народа, верховенство конституции, союзный характер государственного устройства.
Дальнейшее развитие идей революционного демократизма связанно с именем А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Они считали, что только коренное преобразование общества на социалистической основе в ходе крестьянской революции способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община – готовая ячейка будущего социалистического общества.
Идеи русского социализма во второй половине XIX века были поддержаны революционным народничеством: П.Л. Лавровым (1823-1900), Н.К. Михайловским (1842-1904), П.Н. Ткачевым (1844-1885).
Политический радикализм получил свое развитие в рамках распространения марксизма в России, начиная с 80-х годов XIX в.: Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924) и его последователи в лице большевиков.
Плеханова считают родоначальником русского марксизма. Однако, развитие марксистской теории применительно к России связывают с именем В. И. Ленина, который развил марксистские учения о общественно-экономической формации, социалистической революции, политических партиях, социалистическом государстве и т. д., реализованные в советском эксперименте.
Самой радикальной политической концепцией в российской политической мысли XIX – начала XX века был анархизм: М.А. Бакунин (1814-1876) и П.А. Кропоткин (1842-1921). Они считали возможным полную ликвидацию всех институтов государства, ибо государство – механизм насилия над обществом и причина социальной несправедливости.
И.А. Ильин (1882-1954) также внёс существенный вклад в развитие российской политической мысли. Он исследовал широкий круг вопросов политики, власти, государства, права, свободы личности, ее национального и политического сознания. В своих книгах («Понятия права и силы», «Наши задачи») Ильин рассматривал отличие правового государства от тоталитарного государства. Он показал, что первый тип всецело основан на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собой в душе и в делах. Политическая свобода им трактуется как разновидность внешней свободы человека, которая проявляется в праве самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в делах общественного устроения. Демократию Ильин определяет как народоправство, осуществляемое на основе законов, которые устанавливают гражданские и политические свободы людей.
3. Современные политологические школы
.
Основные современные политологические школы:
- англо-американская,
- французская,
- немецкая,
- итальянская.
Англо-американская школа.
Основные представители: Ч. Мерриам, Г. Моргентау, Г. Лассуэлл, С. Лижет, К. Раут, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль, С. Верба, Т. Парсонс, С. Хантингтон.
Основная проблематика их политических исследований:
- бихевиоризм и постбихевиоризм
- институционализм
- системный и структурно-функциональный подход в политике
- политическая модернизация
- геополитика
- глобализация
- политическая феноменология
- политическая герменевтика
- теория рационального выбора
- неоинституционализм
и другие.
Французская школа.
Основные представители: М. Дюверже, Ж Бурдо, М Крозье, П. Бурдве, Р. Арон.
Основная проблематика их политических исследований:
- политические партии
- политические режимы
- легитимность власти
- государствоведение
и другие.
Немецкая школа.
Основные представители: М. Вебер, Х. Аренд, К. Ясперс, Р. Михельс, К. Дойч, К. Шмидт, Р. Дарендорф.
Основная проблематика их политических исследований:
- политические партии
- гражданское общество
- политические системы
- тоталитаризм
и другие.
Итальянская школа.
Основные представители: Г. Моска, в. Парето, Ц. Ламброзо.
Основная проблематика их политических исследований:
- теория элит
- партийные системы
- биополитическая парадигма.
Контрольные тесты к теме
1. Какая из парадигм не относится к парадигмам истории политической мысли, выдвинутым Т. Куном:
а) цивилизационно-этическая
б) формационная
в) теологическая
г) национально-экономическая
2. Модель идеального государства как полисного сообщества людей, строящих свои отношения на основе добродетели справедливости, создал:
а) Протагор
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
3. Кому принадлежит определение человека как «политического животного»?
а) Сократу
б) Платону
в) Аристотелю
г) Цицерону
4. Какую из указанных форм правления Аристотель считал наиболее правильной и оптимальной:
а) олигархию
б) монархию
в) демократию
г) политию
5. Что понимал под государством автор книги «О граде Божьем»?
а) град земной
б) град Божий
в) церковь
г) общество
6. Какие типы политических лидеров выделяет Н Макиавелли?
а) «удавы» и «кролики»
б) «львы» и «лисы»
в) «волки» и «овцы»
г) «слоны» и «медведи»
7. Автор «Шести книг о государстве», выдвинувший обосновавший идею государственного суверенитета:
а) Ф. Аквинский
б) М. Падуанский
в) Ж. Боден
г) Т. Мор
8. Какие из естественных прав человека Дж Локк считал приоритетными?:
а) свобода, равенство, труд
б) жизнь, свобода, собственность
в) жизнь, счастье, братство
г) труд, равенство, свобода
9. Французский просветитель, сторонник концепции общественного договора, автор теории народного суверенитета:
а) Ш. Монтескье
б) Ф.-М. Вольтер (Аруэ)
в) Ж.-Ж. Руссо
г) Ж. Де Местр
10. Кто из русских мыслителей начала XIX в. подчеркивал незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества, а также выступивший против так называемого «плана Сперанского»?:
а) Н. Муравьев
б) Н. Карамзин
в) Н. Новосильцев
г) Г. Чаадаев
11. Кто развивал «философию всеединства» и призывал к созданию вселенского теократического государства?:
а) Н. Бердяев
б) Б. Чичерин
в) К. Кавелин
г) В. Соловьев
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.