И.Першица и Я.С.Смирновой о том, что правовой плюрализм
И.Першица и Я.С.Смирновой о том, что правовой плюрализм «суще ствовал на Северном Кавказе на протяжении всего доступного исто рической реконструкции времени» (Перший, Смирнова: 1998, 81).Как уже отмечалось выше, в народном историческом сознании му сульман Нагорного Дагестана сложилось представление, что история местной соиионормативной культуры эволюционировала от низшего к высшему, от «эпохи адата» (например, авар, балъальул заман), продол жавшейся до конца XVIII в., к «эпохе шариата» (авар. шариг1аталъул заман), как называют правление Шамиля (Саилов: 1967, 54; Маго-мелханов: 1993, 32). Насколько справедливо это представление?В значительной мере оно основывается на критических замечаниях мусульманских ученых-пуристов конца XVIII — второй половины XIX в. Мухаммед-Тахир ал-Карахи в написанной им хронике шамилевского движения обличал дагестанских мусульман в том, что «у них… не име лось людей, призывающих к проведению в жизнь исламских решений и запрещающих мерзкие с точки зрения ислама поступки. Дагестанцы руководствовались тогда (до начала проповеди имамов времен Кав казской войны XIX в. —В.Б.) обычным правом (раем). Мало того, да гестанские кади толкали народ к использованию обычного права, восхваляли старшин (руаса) за проведение этого права в жизнь и его развитие и даже обозначали его термином адл (справедливость. — В.Б.)» (аль-Карахи: 1990,1, 17).Его современник, алим из Южного Дагестана Хасан-эфенди ал-Алкадари в своей истории средневекового Дагестана пишет, ссылаясь на труды известного ученого и правоведа (факих) XVIII в.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.