«Хищничество» горцев в представлении русского художника XIX в.
очень трудно оставить». В другой раз он говорил, что в Нагорном Да гестане ему приходилось управлять «народом скверным, разбойника ми, которые только тогда сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов» (цит. по: Олейников: 2000, 64).
Шамилю вторит его зять, известный дагестанский ученый Абдур-рахман Газикумухский (Казикумухский), сын накшбандийского шейха Джамалуддина, духовного наставника (муршид) имама. В своих вос поминаниях он не раз укоряет жителей Нагорного Дагестана за их якобы уголовные наклонности. По его словам, горцы «сами не подчи няются законам и никого не заставляют подчиняться законам, боятся только тех правителей, которые с ними суровы; в них много лицеме рия (ан-нифак) и распутства…». О жителях Аварий он пишет как о «народе высокомерном, преступном (фуджур), никому другому не подчиняющемся со времен своего правителя Сураката*. Это причина убийств и набегов, всяческого кровопролития, особенно до появления в Дагестане трех имамов…» {Абдурахман из Газикумуха: 1997, л. 38а-386, 201а) (пер. мой. — В.Б.).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.