НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ


Тема 16. НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ

Семинарских занятий – 2 часа

Примерный план семинарского занятия

  1. Теория постиндустриального (информационного) общества.
  2. , объективные основания и социально-политические идеи альтернативных движений.
  3. Альтернативный подход к новым социальным реалиям. Особенности действий и перспективы альтернативных движений.

Основные положения темы

1. Во второй половине ХХ в. в западных странах появились концепции индустриального и постиндустриального обществ, составляющие единую теорию постиндустриального или информационного общества. Обе концепции претендуют на системный анализ социально-экономических и политических процессов. К ним обращаются различные политические силы: от консерваторов до социал-демократов. Основоположником концепции индустриального общества является О. Конт. Углубленную разработку она получила в середине ХХ в. в трудах Р. Арона и У. Ростоу. Книга последнего «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» получила широкую известность. Теорию постиндустриального общества наиболее полно разработал Д. Белл. В настоящее время многие ученые признают теорию постиндустриального (информационного) общества методологической основой анализа общественного развития. В ее основе лежит принцип технологического детерминизма, объясняющий общественно-экономическое развитие прежде всего изменениями в технической и технологической сторонах . Сторонники этого подхода считают, что доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества – это результат последовательных технологических изменений в производственных процессах, именно они влекут за собой изменение и социальных отношений.

Индустриальному обществу предшествует доиндустриальное, или традиционное, общество (основным регулятором общественных отношений в нем выступает традиция). Производство в таком обществе основывается на доньютоновских науке и технологии. Это, главным образом, натуральное хозяйство, ориентированное на удовлетворение потребностей самих производителей. Товарообмен в нем носит случайный, нерегулярный характер. В социальной структуре господствующее положение принадлежит священникам и феодалам-землевладельцам. Для традиционного общества характерны коллективистские формы жизнедеятельности.

Индустриальное общество характеризуется высоким уровнем развития промышленности, массовым выпуском товаров, в том числе и длительного пользования. Переход к этому типу общества стал возможен в результате научно-технической революции, изменившей как характер производства, так и социальные отношения. Производство, основанное на капитале и труде, ориентируется на получение прибыли. Доминирующее положение в социальной структуре занимают бизнесмены, банкиры, торговцы. Сословные привилегии, как правило, ликвидируются. Традиции уступают место закону, правовым нормам.

Постиндустриальное общество представляет собой новый, более высокий, тип как социально-технологической организации, так и образа жизни. Если в доиндустриальном обществе преобладает «первичная» сфера экономической деятельности, т.е. сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, то в постиндустриальном – сфера услуг. Получают широкое распространение , здравоохранение, социальное обслуживание, планирование, программирование и т.п. Радикальным образом повышается роль науки. Господствующее положение занимают ученые и профессионалы-специалисты, т.е. классовое деление уступает место профессиональному. В политической сфере выделяется правящая технократическая элита (меритократия) и управляемые массы населения. Иной становится и природа социальных конфликтов. Они выступают как конфликт между знанием и некомпетентностью. Концепция постиндустриального общества включает в себя идею взаимозависимости народов, усиления интеграционных тенденций.

Продолжением теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Ее разработчики считают, что вслед за сельским хозяйством, промышленностью, сферой услуг начинает доминировать «четвертичная» информационная сфера экономики. Ведущую роль в технологической (и социальной) организации общества играют компьютеры и телекоммуникации. Наука, культура, образование и здравоохранение трансформируются в самостоятельную производительную силу, ориентированную и на производство человека. В экономической сфере капитал и труд как факторы развития производства уступают место информации и знанию. Классы заменяются информационными сообществами. Усиливается нематериальная мотивация трудовой деятельности, т.е. содержание труда, возможность самореализации, психологический климат в трудовом коллективе и т.п. Развиваются различные формы социального взаимодействия и согласия, или солидаризм. Одновременно оформляются органические общности людей, т.е. коммунитаризм. В рамках теории информационного общества речь идет о проекте глобальной электронной цивилизации, которая возникает путем синтеза телевидения, компьютеризации и энергетики, или телекомпьютерэнергетики. Важное значение в развитии информатики придается глобальной телекоммуникационной сети – Интернету.

Считается, что на доиндустриальной стадии сейчас находятся страны «третьего мира», на индустриальной – ряд государств Запада и Востока, на постиндустриальной, информационной – США, Япония и др.

2. В ХХ в. на практике проверялись возможности основных социально-политических идей: либерализма, консерватизма, социализма. Возникавшие попытки выйти за рамки этих идеологических систем привели к появлению так называемых альтернативных социальных идей, которые стали оформляться в 70-е гг. Они стремятся осознать новые проблемы с позиций гуманизма общечеловеческих ценностей. Носителями этого мировоззрения выступали не партии или классы, а объединения единомышленников, исповедующих определенные социальные ценности. К альтернативным движениям такого плана относятся пацифизм (лат. pacifikus – умиротворяющий); феминизм (лат. feminа – женщина); экологизм, т.е. защита окружающей среды; развитие альтернативных систем образования; новые религиозные системы. Для их обозначения употребляются термины «альтернативные» и «новые социальные движения». Окрепнув идейно и организационно эти движения нашли свою нишу в западном обществе.

В содержательном плане альтернативные социальные идеи сводятся к экономическим, социальным, политическим, культурным, международным, моральным проблемам. В экономике – это отказ от дальнейшего экономического роста, поиск возобновляемых источников энергии и др. В социальной проблематике – это достижение общественного консенсуса, в политической – дальнейшее развитие демократии, политического плюрализма, в международной – сохранение мира, отказ от ядерного оружия. Культурные и моральные проблемы сводятся к демассификации культуры, формированию новой контркультуры, раскрепощению личности и др. Все эти проблемы в конце ХХ в. приобрели всемирный характер.

Сущность альтернативного подхода к новым социальным реалиям в изменении оценки перспектив развития общества. Современная цивилизация, считают его сторонники, неспособна удовлетворить духовные запросы личности, что в конце пути индустриального общества человечество ожидает тупик или катастрофа. То есть теоретики альтернативных движений исходят из положения об исчерпанности и бесперспективности индустриального общества. Они считают современное общество системой, которая не может даже осознать свои интересы, что эта система является антигуманной и безнравственной, превращает человека не в цель, а в средство бесконтрольного экономического развития. В связи с этим они выступают с позиций антиэтатизма, разукрупнения, самоуправления, снятия отчуждения личности. Считают, что именно это обеспечит свободное развитие личности.

В политической практике альтернативисты исповедуют стратегию «малых дел», отрицая при этом какой бы то ни было радикализм. Все формы их политических действий носят ненасильственный характер. Основой своей организации альтернативные движения считают принцип базисной демократии. Это означает постоянный контроль за должностными и выборными лицами, возможность сменяемости руководства. В их партиях, как правило, действует принцип «императивного мандата», т.е. обязанность руководства выполнять в парламентах установки партии, организации, движения. Базисная демократия строится на принципах гласности и консенсуса.

Характерно, что альтернативные идеи и практика рассматриваются как перспективные, связываются с социалистическим идеалом, получившим название «экосоциалистическое общество».

Примерные темы докладов и рефератов к теме № 16

  1. Содержание доиндустриального (традиционного) общества.
  2. Теория индустриального общества.
  3. Концепция постиндустриального (информационного) общества.
  4. Социально-политические идеи альтернативных движений.
  5. Объективные основания альтернативных социальных идей.
  6. Общая оценка и перспектива альтернативных движений.

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Ведовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М., 1988.

Гелбрэйт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.

Зайкин Н.И. К социологическому портрету новых социальных движений // Социологические исследования. 1991. № 11.

Иконников Г.И. Теория «постиндустриального общества» М., 1975.

Мельник В.А. Политология: Учеб. Мн., 2002.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. проф. С.В. Решетникова. Мн., 2001.

Политология: Краткий энцикл. словарь-справочник / Ю.Г. Волков и др. М., 1997.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Савельева И. Альтернативный мир: модели и идеалы. М., 1990.

Современные социально-политические теории. М., 1991.

Контрольно-консультационные вопросы

к коллоквиуму по темам 14–16 (2 часа)

  1. Доминирующее идейно-политическое течение Запада.
  2. Основные принципы и идеи либерализма.
  3. Неолиберализм.
  4. Идеология и политика консерватизма.
  5. Фундаментальные постулаты консерватизма.
  6. Неоконсерватизм.
  7. Многообразие социалистических концепций.
  8. Основные теоретические и политические постулаты марксизма.
  9. Учение К. Маркса в свете опыта ХХ в.
  10. Коммунистическое движение.
  11. Социал-демократическое движение.
  12. Сопоставление коммунистического и социал-демократического движений.
  13. Современные левые социально-политические течения.
  14. Технологический детерминизм как методологический принцип.
  15. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
  16. Информационное общество.
  17. Социально-политические идеи альтернативных движений.

P.s. Ведь не секрет – многие любят читать книги fb2 формата на ридерах, так вот fb2 скачать

Метки текущей записи:
, , , , , , , , ,
Автор статьи:
написал 303 статьи.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 111 | 0,248 сек
Память: 10.32MB