Горцы глазами путешественников, ученых и политиков

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Русский купец XV в. Афанасий Никитин в своих записках «Хожде ние за три моря» жаловался на грабежи кайтагов в приморском Даге стане (Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов: 1992, 44). Его современник, итальянский путешественник Джорджио Интериано не без черного юмора описывает обычай черкесских князей охотиться в своих владениях на «домашних (животных. — В.Б.) и даже на людей» (Интериано: 1974, 48). По словам турецкого путеше ственника XVII в. Эвлия Челеби, «неворуюшим в этой стране (среда адыгов Северо-Западного Кавказа. —В.Б.) даже девиц не дают, го воря: „Это не джигит”» (Челеби: 1979, 59). Итальянский миссионер того же времени Арканджело Ламберти сетует на склонность благо родных сословий Мегрелии к воровству: «Молодым сыновьям князей и вельмож не возбраняется, если они узнают про жирную корову, украсть ее и съесть в веселой компании товарищей» (Дамберти: 1913, 80).
Дагестанец XIX в. Хаджи-Али Чохский, перешедший во время Кав казской войны на сторону русских, с горечью пишет о своих соотече ственниках: «Горцы дики, как сама природа, окружающая их, и хищны, как звери» (Галжи-Али: 1995, 24). К этому времени в российской историографии о Кавказе сложился крайне отрицательный, я бы ска зал, демонический образ горца как духа разрушения. Характерно в этом смысле высказывание известного русского публициста и теоре тика славянофильства Н.Я.Данилевского (1871 г.): «Кавказские гор цы — и по своей фанатической религии, и по образу жизни и при вычкам, и по самому свойству обитаемой ими страны — природные хищники и грабители, никогда не оставлявшие и не могущие остав лять своих соседей в покое» (Данилевский: 1995, 31).

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,212 сек
Память: 10.68MB