: Гидатлинские адаты: 1957, 17-19, 23, 35).Сохранившиеся
: Гидатлинские адаты: 1957, 17-19, 23, 35).Сохранившиеся в частных и мечетных архивах записи решений имама выявляют еше одну любопытную особенность его политики. Порой Шамиль не отменял, а изменял местные нормы адата. Например, им были упорядочены штрафы, взимавшиеся за незакон ную вырубку деревьев в общинных лесах, «запретных по адату», и за нарушение очередности пользования оросительными сооружениями джамаатов (Шарафугдинова: 1982, 169; Движение горцев: 1959, 494-495, 499-501, 531-532, 560, 601-602, 619-620; см. также: Бобровников, Рощин: 1995, 124).Вот несколько характерных постановлений из недавно опублико ванных писем имама к своим наибам:«Обуздывай тех, кто притесняет жителей селения (ахл карйа) Хиндах в отношении воды [для полива] (фи хакк ап-ма1), будь то Инховхаджи или Мухаммед из Кудали, или кто-либо другой из кудалинцев и керехцев; запрети же им орошать свои пашни их водой, когда они сами ждут, пребывая в нужде» (Письмо Шамиля наибу Кебед-Мухам-меду, 3 шабана 1269/12 мая 1853 г. //Сто писем Шамиля: 1997, 94); «Не запрещай общине наиба Исмаила (риджал ан-наиб Исмаил) пользоваться лесом (айка) для нужд укрепления, ибо это общее дело» (Письмо Шамиля наибу Курбанил Мухаммеду, 25 шабана 1274/ 10 апреля 1858 г. // Там же, 158; пер. с араб. мой. — В.Б.).Ввиду убыли мужского населения в годы войны в некоторых селе ниях им были введены правила об обязательных браках вдов, находя щие аналоги в дошамилевских постановлениях согласно адату (Рунов ский: 1862, 344-353; Тахнаева: 1997, 73-75). Известны поземель ные постановления имама и его муфтиев, которые следует отнести скорее к новому адату, чем к шариату.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.