Этнографический очерк черкесского народа
17. Этнографический очерк черкесского народа. Генерального штаба полковника 1 барона Сталя. Записка эта составлена в 1849 году после 3-летнего пребывания барона Сталя за Кубанью. В 1852 году автор привел первоначальные свои заметки в порядок и дополнил их при помощи поручика Омара Берсеева, абазехского уроженца. Записка эта заключает в себе описание обычаев черкесов Правого фланга Кавказской линии (ныне Кубанской области); есть также отчасти описание других племен, обитающих на северном склоне Кавказского хребта — осетин, абазинцев (или абхазцев) и татарского племени (ногайцев). Из переписки Горского управления по собиранию сведений о кавказских адатах в 40-х годах видно, что в 1846 году главный начальник края поручал начальнику Правого фланга Кавказской линии возложить на состоявшего в то время при Генеральном штабе штабс-капитана барона Сталя собирание сведений об адатах горцев Правого фланга 2, но поручение это не состоялось. Как сообщал нам барон Сталь (ныне живущий в Одессе), его записка составлена им вполне самостоятельно, без всякого поручения со стороны Горского управления. Эту-то записку и доставил нам автор для извлечения из нее данных, относящихся к обычному праву кубанских черкесов, за что мы приносим барону Сталю искреннюю признательность. Записка барона Сталя для нас тем более драгоценна, что, как уже сказано выше, несмотря на все забота Горского управления, официальным путем не было добыто в 40-х годах никаких сведений об адатах горцев Правого фланга. Пробел, имевшийся по этому предмету в нашем рукописном собрании, вполне возмещается извлечениями из «Этнографического очерка» барона Сталя. В 3-м отделе нашего собрания адатов мы помещаем в извлечении богатые данные, записанные в упомянутом очерке, именно: о племенном составе кубанских черкесов, об адате, маслагате и шариате, аталычестве, усыновлении, кровомщении, воровстве и хищничестве, семейной жизни (о браке и положении черкесской женщины), наследстве, праве поземельной собственности, гостеприимстве, поединке, куначестве, военных обычаях, сословиях, народных обществах и собраниях и судебной расправе3. В последних двух главах помещен нами перевод «дефтера» — вечевого акта, составленного в 1841 году на народном собрании черкесских племен и установившего modus vivendi (букв.: образ жизни. — Изд.) этих племен, и перевод «Тарикатного учения» — памятника, сколько известно, впервые появляющегося в печати в нашем издании х. Если у вас появились проблемы с математикой, тогда посмотрите онлайн решения по математике.
1 Ныне генерал-майора. 2 См. ниже: Отд. 1. Док. 15 и 16. 3 Копия записки барона Сталя хранится ныне в Военно-учетном архиве Главного штаба в Петербурге. Этой копией пользовался Дубровин в своем «Очерке Кавказа…»; он извлек из записки барона Сталя общие этнографические сведения о черкесах: об остатках христианских церквей, праздниках и верованиях, о «пороках и недостатках» черкесов, их песнях и пр., есть неполные извлечения также данных по обычному праву, например о кровомщении и сословиях. По словам Дубровина, предания о разделении горцев по племенам, собранные в записке Сталя, также предания о переселении их с места на место не совсем верны и требуют проверки и ученых исследований. «Что же касается до этнографии черкесского народа, то это самый полный очерк, какой только мог бьпъ сделан наблюдательностью одного лица. Религия, обычаи, характер, разделение на сословия, управление и юридический быт черкесского народа составлены весьма добросовестно и отличаются полнотой сообщаемых сведений». См.: Дубровин Н. Ф. Очерк Кавказа… 1871. Т. 1. Кн. 3. С. 360. |
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.