чего-либо в течение года, то должен вернуть
—В.Б.) чего-либо в течение года, то должен вернуть полтора ратала, если просрочил один аббаси, то [возвращает] аббаси и два лирхема, если просрочил один кали (здесь: мера объема. — В.Б.) — то полтора кали (Нафахат азахир ал-кара фи арсат адат ал-кура: л. 5; пер. мой. —В.Б.).Ишкиль, как и кровомщение, вошел в юридическую систему кав казского адата в форме, регулируемой джамаатом. Это компенсиро-
вало отсутствие в горском обществе долговых тюрем и других средств принуждения, кроме экономического (пеня) и морального (обществен ное осуждение). Своды адата XVII—XVIII вв. показывают, что к эпохе позднего средневековья применение ишкиля претерпело некоторые изменения. К этому времени он постепенно превратился в экстра ординарное средство судебного принуждения. Обшина, до того как дозволяла ишкиль, привлекала должника к суду по заявлению истца: «Если должник покинул аул после того, как исполнители (араб, шурта; авар. г1елиби [алиби, мн. от эл]) предупредили его о необходимости явки на суд для разбирательства, то исполнитель вправе взыскать с него долг в пользу истца» (Гидатлинские адаты: 1957, 20-21). Это очень важное свидетельство в пользу того, что долговые отношения на первом этапе регулировались судом и властью, а ишкиль вступал в силу на втором этапе, когда первое средство не достигало цели.3Борьба с кровной местью в Российской империиБольшинство отечественных ученых, занимающихся проблемами кровомшения, к сожалению, все еще разделяют ошибочную точку зрения на кровную месть как на «стойкий пережиток стародавних ро довых отношений». Вместе с тем они уверяют, что под влиянием раз вития у горцев феодальных отношений этот «обычай медленно, но неуклонно перерастал в… систему композиций» (Дугуев, Магомедов: 1994, 143; см. также: Чурсин: 1995, 18). Однако это априорно усвоен ное марксистское клише не подтверждается фактическим материалом.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.