Большое народное собрание
1. Большое народное собрание на р. Адагум в 1848 году. В этом народном собрании участвовали абазехи, шапсуги, натухайцы и убыхи. Оно продолжалось целый год (с февраля 1848-го по февраль 1849 года), до прибытия за Кубань шейха Магомет Амина, агента Шамиля, которому Адагумское собрание передало свою властъ. Цель этого общего народного собрания была очень обширная. Здесь высказывались с большой подробностью и точностью те же самые идеи, которые в первый раз выразились на народном собрании у Меакопы в 1841 году. Целью народного собрания было образовать общий союз всех черкесских племен. На Ада-гумском собрании, которое пыталось действовать как правильная организованная властъ, решено учредить настоящую военную силу, конных муртазиков (стража при суде и общинных старшинах), назначив из поголовного налога по 60 руб. серебром жалованья каждому из муртазиков. Народы, приступившие к союзу, должны были разделиться на участки. В каждом участке 40 присяжных старшин должны были наблюдать за исправностью наряда. Муртазики должны были разделяться на сотни, каждая со своим значком. Народное собрание решило прервать всякие сношения с русскими и строго преследовать «мирных»1. Здесь было высказано много идей, свидетельствующих о практическом уме черкесского народа; но для приведения этих идей в исполнение не нашлось ни одного человека, который бы мог твердой рукой управлять народом. Слиянию черкесов в одно целое надолго препятствовать будут сильно развитая самостоятельность общин и аристократический элемент, который не хочет отказаться от своих вековых преимуществ. Собрание Адагумское то собиралось, то расходилось, то распадалось на отдельные собрания; наконец, в январе 1849 года Магомет Амин, агент Шамиля, пробравшись из Чечни, появился у шапсугов, и Адагумское народное собрание передало власть в его руки. Хотите дом на море, тогда посмотрите недвижимость в оаэ тут.
Народное собрание состоит из всех вольных людей народа. Рабы на эту мирскую сходку не допускаются. Конновооруженный народ собирается преимущественно во время подножного корма, на условленном месте, на кургане или в урочище, освященном обычаем. Собрание назначает уполномоченных своих между эфенди и старшинами. Когда избранные уполномоченные старшины обсудят и решат предложенный вопрос, старший между ними по летам и почету сообщает собранному у подножия кургана народу, чем решено дело. Если народ согласен с решением старшин, то подают Коран, и народ пообщинно присягает исполнять свято это решение. После присяги эфенди составляет акт (дефтер), присутствующие прикладывают к нему печати (мухор) или пальцы, смоченные в чернилах, и с этого времени дефтер имеет обязательную силу.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.