3Рецепция шариата в дагестанском адате XVIII в.Говоря

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

3Рецепция шариата в дагестанском адате XVIII в.Говоря об основных чертах дореформенной соиионормативной культуры горцев, крайне важно отметить ее способность быстро ме няться, гибко приспосабливаясь к новым общественным условиям. Эту особенность нередко упускают из виду, когда говорят об истории обычного . Большинство исследователей дагестанского адата предпочитали рассматривать его в статике, а не в исторической ди намике (см., например: Гусейнов: 1993, 8-9; Лугуев, Магомедов: 1994, 133-134; Мусаева: 1995, 138-140). Читая их труды, трудно отделаться от впечатления, что время шло, общество развивалось, а обычаи и правовая система Нагорного Дагестана не менялись, за стыв на раз и навсегда установленном архаичном уровне.Между тем известно немало записей адата, оговаривающих джамаата изменить правовые нормы через несколько лет. «Срок дей ствия настоящего постановления — два года», — читаем мы в одном из уголовных постановлений схода хунзахского джамаата, помечен ных 983/1575 г. (Из истории права: 1968, 222). В найденных мной записях Хуштадинского адата XVIII в., выдержки из которых приве дены выше, я обнаружил палимпсест — тексты отмененных постанов лений смывались, а поверх них записывались новые законы. Некоторые части двух листов с правовыми текстами адата, вставленных в боль шой мечетный Коран, совсем почернели от того, что их неоднократно использовали подобным образом. Этот обычай объясняется дефици том бумаги в Нагорном Дагестане того времени.О постоянном развитии и изменении местного права также свиде тельствуют дошедшие до нас своды адата отдельных союзов сельских обшин.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 112 | 0,210 сек
Память: 11.72MB