25, on. 1, д. 1680, л. 35; Гидатлинские адаты: 1957
25, on. 1, д. 1680, л. 35; Гидатлинские адаты: 1957, 32-33, 34-35, 38-39; Хрестоматия по истории права и государства Дагестана: 1999,1, 33-34, 35, 43, 49, 71-72, 74, 75, 79, 80, 81, 82, 84, 89, 90, 91, 92, 95, 96-97, 100, 104-105, 106, 109).Для того чтобы придать документу юридическую силу, в конце его нередко приписывали айат из Корана. Я не раз встречался с подоб ным обычаем в документах XVIH в. из частных и мечетных архивов Цумадинского района Нагорного Дагестана (например: мечетная биб лиотека с. Хуштада; частные собрания рукописей М.Пахрудинова и М.Магомедгаджиева в с. Тлондода). Наиболее важные постановления горских сходов и судов фиксировались в качестве памятных, истори ческих записей (таварих) на обложке и полях рукописных Коранов и сборников хадисов, переданных в вакф соборным мечетям. В уже упоминавшихся тпигском и хуштадинском Коранах постановления су да записаны на листах, вставленных в середину книги. Следует иметь в виду, что бумага в Нагорном Дагестане до конца XIX в. была редка и дорога.Стелы с выбитыми на них правовыми документами обычно встраи вались в стены соборных мечетей. Встречающиеся на них рисунки могли носить магический характер — они охраняли надпись от унич тожения. В этой связи интересным кажется предположение М.А.Агла-рова о том, что на Курахской стеле выбит скорпион, аналогичный рисункам на печатных амулетах с арабскими письменами, издававших ся в Темир-Хан-Шуре в начале XX в. Только в отличие от амулетов рисунок «охранял» не здоровье отдельного человека, а целостность территории джамаата или «вольного общества» {/.гпаров: 1988, 90-91). Такие рисунки отмечены также на пограничных столбах, встре чающихся в XIV-ХГХвв. ПО всему Северному Кавказу (ср.: Лавров: 1968, ч. 2, 83, 154). По мнению А.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.