Значение маслагата как первичной формы образования адатов

06.06.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Значение маслагата как первичной формы образования адатов видно из всех показаний местных источников — у всех кавказских горцев маслагат как «мировая сделка, » в случаях, не решаемых существующим адатом, является первичной стадией в процессе образования адатов.
В этом отношении маслагат (мир, мировая сделка, наш древний «ряд») и разбирательство дел по маслагату, или «маслагатное разбирательство» по исконному обычаю горцев, пользуются у них таким же правом гражданства, как адат и адатное разбирательство дел.
Таким образом, у дагестанских горцев «середину» между судом по адату и судом по шариату (духовные законы мусульман) занимает решение дел по маслагату, т. е. мировой сделке при пособии посредников, избиравшихся сторонами 2. Процессуальные обычаи дагестанских горцев требуют, чтобы к разбирательству дел по адату суд приступал только после «совета помириться» (маслагата) 3. Путем маслагатного разбирательства разрешались у кавказских горцев не только тяжбы и споры между отдельными лицами, но и враждебные столкновения общин и целых племен. По обычаям кубанских черкесов, «когда враждующие племена желают помириться, то высылают посредников, которые заключают между враждующими сторонами маслагат, чтобы жить мирно между собою и совокупными усилиями действовать против общего врага»4.
1 См.: Карягоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северовосточный берег Черного моря / / Русский вестник. 1860. № 16. С. 529.
2 См.: Адаты Комарова. С. 6.
3 По наблюдению Пржецлавского, каждая жалоба или тяжба у дагестанцев первоначально поступает на решение сходки (джамаата) сельских старшин и почетных стариков и только в том случае, если они сами не успеют примирить тяжущихся, установить между ними маслагат, дело переходит к наибу. См.: Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. 1867. Сент. С. 179.
4 См. ниже: Сталь К. Ф. Адаты кубанских горцев. 1849. Отд. 3. Гл. 2. Автор затем прибавляет, что сам по себе «маслахат, как и всякий договор, есть мера временная и теряет свою важность и обязательную силу с изменением обстоятельств». На юге точно так же столкновения пограничных жителей закавказских областей с персами и пр. разбираются, кроме адата и шариата, еще маслагатом, в значении мирового соглашения или ряда. См.: Письма с персидской границы // Кавказ. 1872. № 102.

Метки текущей записи:
, , ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,224 сек
Память: 10.5MB