Живая и подвижная камера
Картина Барбары Зоннеборн «С прискорбием сообшаю» (1998) — это путешествие в небольшое местечко во Вьетнаме, где в годы молодости был убит ее первый муж. За десять лет создания фильма она встречалась с американскими и вьетнамскими вдовами. Результатом стало тщательное исследование того, как война сказывается на мирных жителях.
Рефлексивная. Рефлексивные документальные фильмы («фильмы-отражения») — это подтверждающие и исследуюшие эффект, который кинопроизводственный проиесс оказывает на его конечный результат. Ученый Ажей Руби, использовавший антропологический подход при оценке фотографий, фильмов и телевизионных работ, говорил:
«Быть рефлексивным означает структурировать результат таким образом, чтобы у зрителей сложилось впечатление, будто продюсер, процесс производства и конечный продукт — единое целое. Аудитория должна не только прослеживать эти взаимоотношения, но ее нужно заставить осознать всю необходимость такого знания1.
Не принимая в расчет традиционное заблуждение о возможности наблюдать неопосредованную жизнь, рефлексивность говорит нам, что фильмы — это «сотворенные, структурированные воплощения режиссерской мысли, а вовсе не правдивые и достоверные объективные записи»1.
Заслуга первого радикального исследования документального языка принадлежит Дзиге Вертову, поэту и кинорежиссеру, жившему в России в 20-е годы XX столетия. Пытаясь передать жизнь как она есть в своем фильме «Человек с киноаппаратом» (1929), его метод «киноглаза» заложил основу для будущего возникновения cinema verite 40 лет спустя во Франции. В «Человеке с киноаппаратом» показана Москва как яркое зрелище диалектических противоположностей.
Живая и подвижная камера
Живая и подвижная камера, кажется, без посредничества человека попеременно выхватывает постоянные и переменные аспекты человеческой жизни. Иногда мы видим камеру и оператора, иногда мы в буквальном смысле видим их отражение в зеркале, как на рис. 4-10. Вертов полагал, что динамика камеры и монтажа играет более важную роль, чем человеческое посредничество, и хотя мы часто видим кадры с оператором за работой, он, как танцор в «Красных туфельках», больше кажется слугой камеры, чем ее хозяином. По идеологическим соображениям Вертов отрицал персональное авторство, говоря, что правда фильма уже находится внутри самого киноаппарата — тайна, которую сам он не постиг до конца. Среди начинающих студентов-кинематографистов до сих пор бытует мнение, что тот, кто найдет такой волшебный киноаппарат, сразу сможет снимать высокопрофессиональные фильмы.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.