В последние годы отечественные этнологи все чаше трактуют
В последние годы отечественные этнологи все чаше трактуют по добные примирения как простое возвращение к дореволюционному медиаторству (маслахату) по адату (см., например: Алиев, Умаханов: 1995, 27-28, а также аналогичные мнения в работах по другим му сульманским районам Северного Кавказа и Средней Азии: Бабич: 1995, 22; Унежев: 1997, 106; Тоторкулов: 1997, 100; Брусина: 1997, 42). Мне кажется, что на самом деле это явление сложнее. Хотя при мирение и называется старым адатным термином, но в реальности не следует ни обрядности, ни правовым принципам дореволюционного адата. Нельзя также забывать, что, в отличие от дореволюционной адатной практики, примирения позднего советского и постсоветского времени не столько дополняют, сколько заменяют собой действующее российское законодательство. Если до революции 1917 г. и в ран нюю советскую эпоху маслахат нередко скреплял приговоры сельских и окружных судов, то с 50-х годов примирение прекращает судебное разбирательство. Недавно принятый закон «О третейских судах» не вызвал изменения принятой в советское время судебной практики и не придал маслахату в Дагестане силы закона. Перед нами скорее новая внесудебная практика урегулирования простых конфликтов. По сути она представляет собой установленный в обход российских законов новый «адат», причудливо совмещающий в себе элементы со ветского, обычного и мусульманского права. Такое совмещение поня тий вообще характерно для постсоветского Дагестана. Например, в с. Новый Чиркей в 1995 г. дибир, возглавлявший воссозданный здесь шариатский суд, за пьянство и учиненный после этого дебош велел брать с виновного штраф в пользу джамаата размером в 3 млн. (неденоминированных) рублей (полевой материал В.О.Бобровникова, собранный в 1996 г. в Махачкале).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.