В «Описании чеченских адатов»
1 См.: Натиев Ф. Сел. Ортеви // Кавказ. 1873. № 30.
2 См. в 4-м отделе адатов Терской области: Адаты кабардинцев 1844 года. Гл. 4. В обзоре сборников кавказских адатов мы сделаем несколько замечаний о «Народном условии после чумы», составленном на народном собрании кабардинцев и малкарцев в 1807 году.
3 В «Описании чеченских адатов», представленном в Горское управление в 1843 году бывшим начальником Левого фланга Кавказской линии ген.-майором Фрейтагом I, находим любопытные известия об опытах пересмотра чеченских адатов в прежнее время (см. в описании главу о происхождении адатов). См.: Иванов П. Чечня // Москвитянин. 1851. Окт. С. 186-187; Дубровин Н. Ф. Очерк Кавказа и народов, его населяющих. Т. 1. С. 456; Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. Вып. 6. С. 24—25. См. также заключение сборника адатов чеченцев Нагорного округа 1864 года, где сообщены сведения об изменении старых адатов путем «народных постановлений» на общих собраниях горцев.
4 См. выше. С. 13.
5 См.: Об отношениях крестьян к владельцам у черкесов // Кавказ. 1846. № 9.
Подобные «условия», практиковавшиеся, например, у черкесов бывшей Черноморской линии о выселения их в Турцию, могли служить и действительно служили очень обильным источником народных адатов 5. Если у вас скоро защита диплома, то заказать ее можно тут – дипломы по экономике.
Раз образовавшись таким или иным путем адат, отвечавший народному характеру и потребностям, он надолго упрочивался в народной жизни, сохранялся в преданиях и,освященный давностью, передавался из рода в род как непреложный закон предков Впрочем, у горцев, в особенности Восточного Кавказа (у дагестанцев по преимуществу), уже в VIII столетии ставших подчиняться внешнему господству (персов и пр.), замечается стремление гарантировать местные адаты более прочными средствами, чем простое народное предание, путем письменного изложения их в сборниках, служивших затем руководством для горских судей и правителей.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.