Современные идеологии о роли государства в жизни общества

30.03.2012 Автор: Рубрика: BIP-IP»

1.2. Современные идеологии о роли государства в жизни общества

Основные современные идеологии — , , социализм — возникли в условиях становления и развития европейской цивилизации. В них в максимальной степени отражено понимание проблем общества основными социальными класса-ми. Либерализм и консерватизм выражали интересы буржуазии и в определенной мере мелкобуржуазных слоев; социализм отстаивал интересы трудящихся, работающих по найму, прежде всего рабочего класса. Поэтому и оценка роли государства зависела от классовых интересов.

Либерализм возник в XVII—XVIII вв. как идеология буржуазии, которая вела борьбу с феодальными сословными привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий. Базовым принципом либерализма является принцип индивидуальной свободы. «Жизнь, свобода, собственность» — так выразил сущность либерализма его основоположник английский философ Дж. Локк. Экономические принципы либерализма были обоснованы шотландским экономистом А. Смитом. Классический либеральный подход предполагает минимальное вмешательство государства в экономическую и социальную сферы. Идеологи классического либерализма считали, что экономические законы, т. е. законы рынка, выступают в качестве «невидимой руки», которая регулирует всю экономическую систему. В результате естественным путем устанавливаются экономические и социальные отношения, которые отражают действительные усилия индивидов в реализации своих интересов и их конкурентоспособность. Поэтому, чем меньше государство будет вмешиваться в экономику, тем лучше. Государство должно проводить политику невмешательства, политику естественной свободы. Классический либерализм провозгласил принцип: «Не мешайте действовать».

Государство создается обществом для защиты прав и свобод человека, оно должно обеспечивать правопорядок и выполнять внешние функции — защищать интересы общества и государства на международной арене. Государство, по мнению либералов, это всего лишь «ночной сторож». Либеральная модель ориентировала индивида на самостоятельный поиск «смысла бытия» и «договор» с государством в определенном правовом пространстве. При такой позиции государства выигрывали только экономически сильные социальные группы и индивиды.

В период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. методы классического либерализма в регулировании социально-экономических отношений оказались неэффективными, произошел переход к либеральному реформизму. Теоретиком либерального реформизма был Дж. Кейнс, который обосновал необходимость вмешательства государства в экономическую и социальную сферы, увеличение государственного сектора в экономике, контроль за инфляцией и безработицей, расширение социальных программ. Сегодня понятие «либеральная модель экономической и социальной политики» применяют, чтобы подчеркнуть специфику социальной политики в отдельных странах, предполагающую минимально необходимую социальную поддержку социальных низов. К такой модели относят Великобританию и Ирландию. Данная модель включает в себя социальное страхование, находящееся на невысоком уровне, и социальную помощь, которая играет решающую роль.

Консервативная идеология возникла как реакция на Великую французскую буржуазную революцию и либерализм. Консерватизм опирается на традиции, осторожно относится к переменам. Но в процессе исторической эволюции консерватизм проявил колоссальные способности учитывать реалии и приспосабливаться к ним. В период господства свободного предпринимательского капитализма консерватизм интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и второй мировой войны — идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ. Рассматривая общество и государство как органическое целое, консерватизм всегда выступал за сильное государство, которое активно участвует в социально-экономических процессах, но конкретная направленность и объем государственного вмешательства должны меняться в зависимости от ситуации. В 70—80-е гг. XX в. консерватизм трансформировался в .

Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и консерватизма: приоритет принципа свободы над принципом равенства, соблюдение законов и прав граждан, сильное государство, социальный порядок, общественная иерархия. В экономике неоконсерваторы стоят на позициях ограниченного вмешательства государства в экономические отношения, поощряют развитие частной инициативы и предпринимательства, предоставляют льготы частному капиталу.

Политика в социальной сфере базируется на реализации трех принципов — солидарности, субсидиарности, справедливости. Солидарность — единство труда и капитала в обеспечении эффективной работы предприятия. Субсидиарность — помощь в развитии частной и местной инициативы. Государство помогает пособиями только тем, кто сам по объективным причинам не может себя содержать (инвалиды, сироты, бедные многодетные семьи; семьи, потерявшие кормильца). Все остальные обеспечивают себя сами. Государство лишь создает возможности для зарабатывания денег и самостоятельного повышения благосостояния. Образно говоря, «государство дает удочку, а рыбу надо ловить самим». Справедливостъ предполагает распределение по труду, таланту и капиталу, отсутствие какой-либо уравниловки.

Неоконсерватизм также провозглашает такие традиционные ценности, как семья, дети, религия, порядок, богатство, здоровый образ жизни, локальная солидарность по месту жительства. Политика государства должна быть направлена на защиту социальной стабильности, порядка, на уважение прав, сохранение в обществе универсальных нравственных законов. Государство обязано ориентировать индивида на собственные силы и личную ответственность за благосостояние. Свою политику неоконсерваторы называют социальным рыночным хозяйством.

Сторонниками социал-демократической идеологии являются в настоящее время социалистические и социал-демократические партии. Теоретическое обоснование эта модель нашла в концепции демократического социализма, принятой в 1951 г. на Конгрессе Социалистического Интернационала во Франкфурте. В соответствии с ней государство активно вмешивается в сферу экономических и социальных отношений, проводит сильную социальную политику. Государство ориентируется на оказание широкого диапазона социальных услуг всему населению при стремлении к полной его занятости. Все граждане имеют на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. Эту модель обычно называют «скандинавской», так как наиболее последовательную реализацию она получила в Швеции, Дании, Финляндии. Государство активно вмешивается в экономические процессы, но эффективность обеспечивается наличием конкуренции, многообразием форм собственности. Главный принцип экономической политики: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо».

В целом социально- государства направлена на усиление социальной направленности экономики и достижение социальной справедливости. Суть данной политики можно выразить так: «Богатство — личное дело каждого, но с бедностью боремся сообща». На практике социал-демократическая модель предполагает высокие налоги на богатых и значительное государственное регулирование отношений распределения в целях обеспечения большей социальной справедливости. Главное при такой политике — органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта. Характерной чертой этой политики является и то, что на практике по мере увеличения уровня доходов населения увеличивается и относительная величина расходов государства на социальное обеспечение. Основное отличие современного социал-демократизма от коммунизма заключается в отрицании классовой борьбы и революционного пути преобразования общества, ориентации на эффективные реформы.

Таким образом, все современные политико-идеологические течения признают активную роль государства в регулировании социально-экономической сферы общества. Но огромное влияние на систему экономической и социальной политики оказывают основополагающие ценности того общества, в котором эта система функционирует.
В белорусском обществе сформировались определенные нормативные ценности, которые влияют на роль и функции государства в экономической и социальной сферах. Это ориентация на эффективное государство, которое помогает, поддерживает индивида.. Чувство социальной справедливости требует, чтобы государство проводило политику социальной солидарности, т. е. чтобы основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание несли богатые и обеспеченные граждане, предприятия. Одновременно социальные услуги рассматриваются как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все.


 

Метки текущей записи:
, , , , , , , , , , ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 110 | 0,286 сек
Память: 10.76MB