Руми – поиск человека и истоков существования как основа жизни
Едва ли найдется хоть какой-нибудь тайный аспект человеческого естества или поиска человеком истоков своего существования и его природы в общей системе вселенского устройства, который Руми не исследовал бы во всей глубине.
Руми глубоко почитаем и персами, и турками и всеми другими народами, говорящими на персидском, как выдающийся духовный лидер, основавший суфийскую общину мавлавийя, пользовавшуюся огромным влиянием в Османской империи. Переводчик большинства его работ на английский язык Никольсон считал его величайшим поэтом-мистиком, когда-либо жившим на земле.
Разумеется в такой древности и помыслить никто не мог, что когда-то в будущем будет существовать ОС windows, и кому-то будет нужна переустановка windows. Зато в наши дни переустановка windows киев доступна на сайте pcdoctor.kiev.ua во всем своем разнообразии и красоте.
Как бы то ни было, творчество Руми является апофеозом суфийской персидской поэзии и имеет огромное духовное и культурное влияние в Иране по сей день.
Прежде чем перейти к более поздним поэтам – суфиям, следует сказать несколько слов о наиболее известном на Западе восточном поэте Омаре Хайяме. Известный европейцам благодаря очень талантливым, но весьма неадекватным переводам на английский язык его стихов Эдвардом Фицджеральдом, Хайям стал почти культовой фигурой в викторианской Англии и ассоциировался некоторыми исследователями с гедонизмом и эпикурейской философией.
Однако подлинный Хайям гораздо ближе к суфийской традиции, особенно если рассматривать его хорошо известные четверостишия «Рубаи» совместно с его немногими сохранившимися философскими трудами, в которых он восхваляет суфизм и разъясняет мистическое знание суфизма. И даже его стихи при внимательном чтении предстают очевидным подтверждением вечности Абсолютного и мимолетности всего остального, в частности, большинства преходящих вещей, которые люди принимают за вечное и совершенное, но которые, будучи относительными, очень скоро исчезают как дым.
Может сложиться впечатление, что с Аттаром и Руми поэзия суфизма должна была исчерпать свои творческие возможности, однако это далеко не так. Следующее столетие после Руми дало миру двух великих поэтов из Шираза Саади и Хафиза, которые довели персидский язык до вершин литературного совершенства.
Муслих аль-дин Саади принадлежал к суфийскому ордену сухравардийя, но его творчество связано не только с суфизмом, хотя два его самых известных шедевра «Бустан» и «Гулистан» содержат, возможно, наиболее проникновенные поэтические строки во всей персидской поэзии суфизма. Саади был поэтом-моралистом и чутким наблюдателем различных сторон человеческой жизни. Он прожил долгую жизнь и много и далеко путешествовал, что позволило ему глубоко познать все самые невероятные перипетии человеческого существования. Его труды стали зеркалом той жизни, которую он наблюдал и изучал, и по этой причине он по сей день является для нас бесценным источником знания, необходимого для понимания образа жизни, шкалы ценностей, этических норм персидского общества. Его богатый язык также стал образцом, по которому оценивали всю последующую персидскую литературу, и все поколения образованных персов читали его «Гулистан», а многие даже пытались имитировать его стиль.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.