Развиваясь из маслагата
Развиваясь из маслагата, находя в нем компетентную поддержку в своем действии и применении, адат затем подвергался изменениям и переработке также путем маслагата общин и родов на мирских сходках.
В описаниях обычаев нередко можно встретить указания на такую форму развития адатов. Так, по адатам малкарцев 1844 года (гл. IV, § 29), «в составе обрядов убавка, прибавка или отмена делается по приговору и общему согласию: если народ убедится, что на будущее время невыгодно продолжать суждение по делу обрядом, до того существующим, тогда обряд уничтожается по приговору». Рассмотрение адатов составляет, по старинному обычаю кавказских горцев, дело общин (джамаат), собирающихся для этого на общественный маслагат *. Замечательный пример рассмотрения адатов на сходке целого племени представляет «общий величайший народный сбор» туземцев Военно-Осетинского округа в 1859 году: на этом племенном вече осетин «с общего согласия» (маслагата) признано было полезным и необходимым сделать некоторые изменения в существовавших до того времени обычаях, оказавшихся особенно вредными. Они были на собрании заменены обычаями, одобренными народом; тут же, на собрании, были установлены меры для наблюдения за исполнением и действием адатов
В источниках есть, кроме того, указания на то, что у осетин не только целый народ, но и каждая отдельная община могли на своей мирской сходке подвергать пересмотру существующие адаты. Таково, например, соглашение мирской сходки в осетинском селении Ортеви, в 70-х годах, касательно «хушт» — поминок, разорявших местное население громадными расходами, бывшими обязательными в таких случаях по местным осетинским адатам 1.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.