Разделение народа на классы
в) Разделение народа на классы и отношения их между собой 6. Все, что принадлежит к чеченскому племени, выселенцы из Ичкерии, с верховьев Аргуна, составляет один общий класс людей вольных, без подразделений на дворян или на князей.
1 Езю дан — от себя. |
«Мы все уздени», — говорят чеченцы, принимая это слово в этимологическом значении, т. е. люди, зависящие от самих себя Но в массе народонаселения находится в Чечне немногочисленный класс личных рабов и происходящий от военнопленных. Он ежедневно увеличивается вновь захваченными в набегах. Хотя состояние тех и других почти одинаково, однако же существуют между ними различия: первых зовут лаямщ вторых иессырями; последние тем разнятся от первых, что судьба их не совсем еще определена. Иессыр может быть и выкуплен, и воротиться на родину, тогда как лайу забывший свое происхождение, без связей с отечеством своих предков, составляет неотъемлемую собственность своего господина. Положение лаев в Чечне есть то безусловное рабство, которое существовало в Древнем мире. Холоп почитается в полном смысле слова не членом общества, а вещью своего хозяина, имеющего над ним безграничную власть. Лай может быть продан, наказан, лишен жизни по воле своего господина; приобретенной им собственностью владеет он до тех пор, пока господину не вздумается себе ее присвоить, потому что он, и труды его, и вся жизнь принадлежат господину; каковы бы ни были притеснения последнего, он не имеет права его покинуть и переселиться к другому.
Случается иногда, что холоп от страха жестокого наказания бежит от хозяина и просит защиты какого-либо сильного или уважаемого человека. Этот принимает его в свой дом и Делается его заступником у господина, уговаривает его смягчить наказание или вперед поступать милостивее и, получив в том обещание, отпускает лая обратно к нему. Впрочем, защитник лая не может удерживать его при себе против воли хозяина, под опасением преследования за воровство.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.