Примечания и объяснения некоторых слов, встречающихся в статье об адатах

01.08.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

В обществах Усиша, Мухя, Микахя и Хюраки кади, управлявшие народом, избирались на определенное время из достойнейших людей.

В каждом большом селении и в нескольких малых для разбора дел по шариату и ис­полнения духовных треб и службы при главной мечети избирается один кади из числа лиц, известных своей ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью. Кади эти пользу­ются определенной платой за разбор дел по шариату, за похороны и свадьбы; освобождены от податей и повинностей и получают определенную часть из заката, собираемого на со­держание мечетей и учеников.

8       Кари — мера длины, равняющаяся 1/2 ханского аршина; величина кари разнообразна, между 11 и 12 русскими вершками (1 вершок —44,4 мм. — Изд.).

9       Карт — слово кумыкское и значит старик, почтенный. У аварцев карты называются чукби и адия-заби; последнее название арабское и означает справедливые (люди); употребляется преиму­щественно в Антльратле и Анцухе.

В Табасарани обязанности картов исполняют старшины селений, называемые кеуха (сло­во персидское и по-русски обыкновенно переводится староста). Звание это во многих селе­ниях наследственно. В Кюринском и Самурском округах карты называются ак-саккал (слово тюркское и значит белая борода). Если вы хотите лучше узнать английский язык, то я например изучаю тут недорого.

10      Кул — раб, караваш — рабыня; оба названия тюркские (по-аварски лаг). Число рабов в
Дагестане всегда было невелико: в начале 1867 года их было до 600 душ. В настоящее время,
вследствие мер, принятых начальством области, большая часть рабов освобождена владель-
цами добровольно и безвозмездно; остальные освобождены на условиях выкупа. Рабы не
имели никаких прав, и хозяева смотрели на них почти как на домашнюю скотину. Потомки
освобожденного раба во многих местах не пользуются вполне правами людей свободных;
так, например в селении Корода (Куядинского наибства Гунибского округа) каждую пятницу,
после молебна в мечети, чоуши обходят всех, предки которых когда-либо были рабами, и го-
ворят каждому: «Помни, что ты происходишь не от узденя». Освобожденный раб и его потомство
не имеют резать для пищи более трех баранов в год на целое семейство, хотя бы по
состоянию своему и были богаче кровных узденей. В селении Онсокули (Унцукуль), в случае
какого-либо экстренного наряда, для дачи подводы, разработки дороги и т. п., исполнение
его присуждается не в очередь семействам освобожденных рабов.

  •  
Метки текущей записи:
Автор статьи:
написал 5861 статья.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.