Права человека как общечеловеческая ценность
Права человека как общечеловеческая ценность
Полятическая, правовая и философская мысль Нового времени выступила против такой власти госу-дарства, которая подавляла человека. Она выдвинула на первый план индивида и его интересы, утверждая, что люди должны жить при таком государственном порядке, когда власть руководствуется не произволом, а законом. При этом закон обязан охранять права и благосостояние всех членов общества, государство должно стоять на страже принадлежащей человеку свободы. В это время в общественной мысли все бо-лее укреплялась идея о том, что закон надо поста-вить на службу не государству, а человеку, что есте-ственные и неотчуждаемые права человека, которые даны человеку от природы, стоят выше государствен-ной власти и должны удерживать ее от произвола и насилия. Общественная мысль этого времени шла не от государства к человеку, а от человека к госу-дарству.
В конце XIX — начале XX в. эти идеи вопло-тились в концепции правового государства. Право-вое государство стало рассматриваться как форма ограничения власти правами и свободами челове-ка. В качестве цели правового государства выдви-галось стремление обеспечить права человека, не допуститъ нарушения его свободы, закрепленной в праве.
Право стало рассматриваться не только как систе-ма юридических норм, установленных государством и обязательных для всех, но и как система норм, в которой воплощены права человека и которая опира-ется на нравственные принципы общества.
На современном этапе развития человеческой цивилизации проблема прав человека и их защиты вышла за пределы каждого отдельного государства. Общество осознало необходимость создания универ-сальных международно-правовых стандартов в об-ласти прав человека. Они стали рассматриваться как важнейшее основание человеческой цивилизации, как особая общечеловеческая ценность. Всеобщая Декларация прав человека, международные пакты-о правах человека, Европейская конвенция о защи- I те прав человека и основных свобод определили тот*| универсальный набор прав и свобод, которые в един-стве призваны обеспечить нормальную жизнедеятель-’ ность индивида.
Под основными правами человека подразуме- I ваются те права и свободы, которые содержатся в’| Международном Билле о правах человека, Европей-ской конвенции о защите прав человека и основных’ свобод (1950 г.), Европейской социалыюй хартии: (1961 г.). Важнейшие фундаментальные права и свободы человека являются правовым основанием для возникновения других, не менее важных прав и свобод.
Основой всех прав и свобод человека является его право на жизнь и достоинство. Достоинство — цель всех других прав человека. Разделы о правах и свобо-дах во многих современных конституциях открывают-ся понятием «достоинство человека», которое означа-ет признание обществом ценности каждого человека, его уникальности, значимости как личности.
Важнейшими фундаментальными правами чело-века являются: право свободно мыслить и выражать свои мысли, право избирать и быть избранным в представительные органы власти, право иметь собственность, право на труд, право на благоприятную окружающую среду.
Права человека — это универсальная ценность, которая позволяет «измерять» все значительные явления и события, происходящие в мире. Все про-блемы, которые стоят перед человечеством на совре-менном этапе, связаны с реализацией прав и свобод миллионов людей — локальные войны и конфликты, ядерная угроза, загрязнение окружающей среды, раз-личные формы дискриминации людей.
Права человека — это такая область, в которой взаимодействуют право и мораль. В правах челове-ка, по сути, воплотились основные общечеловеческие ценности. Права человека содержат в себе огромный нравственный потенциал, многие правовые нормы основаны на незыблемых нравственных нормах, ко-торые за много веков выработало человечество.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.