ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

11.07.2011 Автор: Рубрика: Права человека»

ЧЕЛОВЕКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Принципиальную значимость имеют взаимоотношения между правами человека и моралью, между правами человека, моралью и свободами. Английский философ Э. Берк, (если учить английский то – английский для начинающих) писал, что люди обладают правом на гражданские свободы равно в той мере, в какой они готовы налагать на свои вожделения цепи морали. По сути они должны выступать как взаимодополняющие части единого целого. В реальной жизни эти принципы далеко не всегда взаимосвязаны.

Нравственность — не теоретическая система, а практический идеал. Человек поднимается до нравственных высот тогда, когда он саму жизнь (как минимум, свою собственную), стремится сделать нравственной. На этом пути, если рассматривать общественную биографию человека, его историческое развитие, было много неудач. Только в XX в. имели место и массовые беззакония и «бесовство». К примеру, массовый террор в Советском Союзе в 30-х — начале 50-х годов, диктатура Пол Пота в Кампучии, Хусейна в Ираке и т.д. Были и завоевания, как, к примеру, становление, вместо обществ тоталитарного типа в Германии, Италии, Испании, демократических обществ.

Как положительные, так и отрицательные события показали, что игнорирование прав человека существует наряду с игнорированием нравственных начал в политике, обществе, которому вместо человеческих моральных начал нередко навязывают классовую нравственность или расистскую мораль — ту самую, которая служит оправданием для массовых репрессий внутри общества и наоборот, там, где учитываются права человека и критерии нравственности,— налицо прогресс и свободная личность. Возьмем, например, на индивидуальность. В жизни могут быть проявления индивидуализма и в хорошем, и в плохом смысле слова. За последние годы в нашем обществе произошли вспышки индивидуальных черт отрицательного порядка. И все же, когда мы говорим о правах человека, нас интересует индивидуальность положительная. Ибо только она способна защитить права людей. С другой стороны, права человека при их реализации способствуют расцвету в человеке таких черт, как уважение к человеческому достоинству, способность уважать другого, иметь обязанности и др.

В целом исследование данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что только лица, имеющие ярко выраженные положительные черты, способны оказывать прогрессивное влияние на ход событий, поддерживать нравственное здоровье общества. Ввиду этого осуществлять право на индивидуальность — это значит создавать условия для таких людей. В их числе — создание в обществе обстановки соблюдения критерия нравственности.

Возрастают требования к самому человеку. Прежде всего, продолжает оставаться актуальным призыв писателя А.И. Солженицына о том, что необходимо жить не по лжи1, а стремиться жить в правде. К этому же призывал известный диссидент, нынешний Президент Чехии В. Гавел. В том, что права человека не всегда совпадают с требованиями морали, есть и самих людей. Слишком много ненависти друг к другу, пренебрежения правами другого. В большинстве своем люди не хотят и не умеют расценивать свои Поступки с точки зрения требований как прав человека, так и нравственные ценности.

В том, что принципы морали и прав человека не всегда взаимосвязаны, есть и вина государства. Так, правительства ряда стран (США, России и др.) активно выступают в защиту прав человека на международной арене. В то же время они активно участвуют в продаже оружия за границу. Могут сказать: мол, продают тем, кто не обвиняется в нарушении прав человека. Скорее всего, это так. Но, как нам кажется, продажа оружия в любом случае приводит к эскалации убийств, войн, а это противоречит принципу реализации права на жизнь.

В ряде стран СНГ отсутствует прочное нравственное обеспечение прав и свобод человека, которое опирается на сознательную самодисциплину личности. А без такой самодисциплины демократия и права человека ведут к хаосу, анархии, непредсказуемым последствиям для общества.

Упрочение нравственных основ прав человека — важнейшая предпосылка оздоровления общества, цивилизованной защиты человеком своих прав и свобод. И международно-правовые акты, и внутреннее законодательство современных государств предусматривают возможность и даже необходимость ограничения пользования человеком или отдельными социальными общностями некоторыми правами в целях сохранения общественного порядка и преодоления грубых, массовых нарушений прав и свобод других людей.

 

 

 

P.s. <a href=’http://www.biznet.ru’>Бизнес форум</a> приглашет бизнесменов для общения с целью повышения опыта

Метки текущей записи:
, , , ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,229 сек
Память: 10.58MB