ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЛЬМА
Киноязык имеет другие функции, нежели язык, столь хорошо нам всем знакомый, — язык устной речи и литературы. Фильм — это проводник сиюминутности, тогда как литература склонна к дистанцированию и созерцательности. Чтение — более мечтательный процесс, оно позволяет читателю создавать историю в своей голове, продвигаясь со скоростью, ему удобной. Литература с легкостью помешает читателя в прошлое или будушее, однако фильм автоматически держит зрителя в постоянной напряженности настоящего момента. Даже флэшбэки моментально сменяются цепочкой продолжающихся событий в настоящем.
Отсюда следует, что процесс просмотра фильма — это динамический опыт, в котором зритель делает свои заключения о причине и следствии по ходу событий. Как и музыка, ближайший родственник кино, если верить Ингмару Бергману, экран пленяет сердце и ум зрителя постоянно присутствующей жизненностью. Обычно фильм при про смотре широкой аудиторией никогда не останавливают, не повторяют и не замедляют, следовательно, трудно установить момент и степень эмоционального покорения зрителя или вопрос легитимности средств, которые при этом использовались. Просмотр фильма больше напоминает саму жизнь или сон, чем медитативный процесс чтения. Многие аспекты самого процесса просмотра не проявляются в сознании зрителя до тех пор, пока он намеренно не проанализирует и тщательно не обдумает их уже впоследствии. Купили квартиру – раздвижная душевая кабина для вас.
Способность кино ввергать аудиторию в состояние, подобное сновидению, заманчива, однако она налагает определенные обязательства на его создателей, особенно в области документалистики. Хотя художественный фильм — это всегда шоу, реализм документального кино, в свою очередь, вводит зрителей в состояние пассивного следования событиям, воспринимаемым как реальные и не несущие отпечатка авторства. Критический анализ, в том числе ранних документальных фильмов, дает понять, какой сильный отпечаток накладывает автор на формирование жанра и как мало объективности в жанре предполагают зрители. Что бы оно ни утверждало, документальное кино — это авторская конструкция в не меньшей степени, нежели художественное, его вечный противник.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.