О суде по адату у чеченцев
21. Адат есть суд по некоторым принятым правилам или законам, установлен-
ным обычаем, освященным давностью.
Вот как ичкерийские старики толкуют происхождение адатного суда: «В прежние времена, — говорят они, — когда народ чеченский был еще малочисленным и жил в горах Ичкерии и по верховью Аргуна, все ссоры судились стариками; старики в то время были умнее, жили долго, знали многое и всегда решали справедливо по своему уму, не руководствуясь никаким законом. Впоследствии народ чеченский размножился, в горах стало тесно, и многие племена выселились на плоскость к Сунже и Тереку. Новые племена сохраняли сперва обычаи предков и по-прежнему слушались стариков; но вскоре сделались буйными, перестали повиноваться и почитать старших. Наконец, народу наскучил беспорядок, никто не мог решить дело по уму предков; старики были не разумнее малых, потому что сами, пока держались на коне, проводили время в разбоях и не знали ничего, что было в старину. Все общим голосом положили послать в Ношхой, колыбель чеченского народа, спросить, как делалось прежде, какой был порядок у дедов, чтобы опять ввести его у себя. Там старики на совете долго думали; их затрудняла просьба чеченцев не отгого, что они не знали преданий, но с тех пор как выселились чеченцы, много переменилось у них самих. Студентам часто нужен новый телефон или аксессуар к нему. Если вы ищете качественные товары, тогда посетите магазин аксессуаров для телефонов, где вы найдете чехлы и сумки, кабели usb и многое другое.
До того времени нопгхоевцы не имели настоящей религии; они не знали правосудия Божьего, и старики всегда судили справедливо по обычаям народа, но теперь они стали мусульманами. Многое, что приказывает религия, не согласно с их обычаем; многое, что допущено обычаем, запрещается Кораном. Старики думали, советовались и, наконец, решились согласовать народные обычаи с догматами Корана в тех случаях, где это оказывалось возможным, не отнимая совершенно от народа его любимую, разгульную вольницу. От этого составились теперешние законы адата для тех случаев, где народ по своему праву, по своим обычаям не мог судиться так, как приказано в Коране; в наследственных же делах, духовных завещаниях и опеке определили разбираться по шариату, так как повелено Богом, и с тех пор правила эти сохранились в преданиях и живут постоянно в памяти народной».
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.