Нужно было еще иметь
Мавзолей рутульского беказнатных
Нужно было еще иметь
Мавзолей рутульского беказнатных предков: на Северо-Западном Кавказе — из сословия кня-зей-пши или высшего горского дворянства (кабард. л1акъуэлъэш [тлекотлеш], дыжьыныгъуэ [дыжиниго], известных в русских докумен тах XVIII в. как «лупиие» или «старшие уздени»), в Дагестане — беков и ханов, некоторые из них возводили свой род к первым исламским миссионерам Кавказа из числа потомков сподвижников и родствен ников самого пророка Мухаммеда.В то же время участие в войне, тем более руководство походом, давало возможность достичь почета и власти. Примером для подра жания каждому мужчине-горцу служил вырабатывавшийся веками образ удальца-джигита (чеч., ингуш. к1ант [кант]). Некоторые из отли чившихся на поле брани джигитов сосредоточивали в своих руках огромную, хотя и временную власть. Известны случаи, когда они под чиняли себе свои сельские обшины, становясь их наследственными правителями (бек, хан). По полевым материалам, собранным Л.Б.Панек, рутульские беки Южного Дагестана вели свой род от «бывших пред водителей набегов» (Панек: РФ ИИАЭ, ф. 3, оп. 36, д. 2, л. 59). Существует одно любопытное аварское предание, записанное со слов Казанбия, внука знаменитого шамилевского наиба Хаджи-Мурата. В нем говорится, что после убийства имама Гамзат-бека (1834), неза долго перед тем истребившего род ханов Хунзаха, власть над селением
перешла в руки «организованной из молодежи партии (шайки), име новавшейся „абурикзаби” (искаж. авар, апарагзаби, здесь: абреки. — В.Б.). Партия эта не составляла соединения членов какого-либо рода. „Абурики” своевольничали, производили насилия, у кого хотели отби рали быков, лошадей и СКОР>. Сам Хаджи-Мурат не принадлежал к этой «партии», но в нее входил его двоюродный брат Хедарас Гасан-оглы (Дагестанский сборник: 1927, 15, 16). Эта история, воз можно, засвидетельствовала начавшееся в то время превращение воен ных дружин молодежи в профессиональных пореформенных разбой ников — абреков.перешла в руки «организованной из молодежи партии (шайки), име новавшейся „абурикзаби” (искаж. авар, апарагзаби, здесь: абреки. — В.Б.). Партия эта не составляла соединения членов какого-либо рода. „Абурики” своевольничали, производили насилия, у кого хотели отби рали быков, лошадей и СКОР>. Сам Хаджи-Мурат не принадлежал к этой «партии», но в нее входил его двоюродный брат Хедарас Гасан-оглы (Дагестанский сборник: 1927, 15, 16). Эта история, воз можно, засвидетельствовала начавшееся в то время превращение воен ных дружин молодежи в профессиональных пореформенных разбой ников — абреков.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.